РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Вторичные ресурсы в ретейле: эффективность и экология

Retail Week
Какие актуальные законодательные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы вторичных материальных ресурсов сейчас существуют, читайте в материале Retail Week
Фото:James MacDonald / Bloomberg
Фото: James MacDonald / Bloomberg

Хотя проблема обращения вторичных ресурсов при взаимодействии ретейлеров и производителей существует очень давно, нормативное регулирование в этой сфере началось только в последнее время. Так, в 2014 году были приняты поправки в федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые, в частности, обязали производителей, импортеров товаров самостоятельно или через уплату экологического сбора обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров.

С конца прошлого года, по словам Дениса Щура, директора Центра исследования в сфере экономики и права, Минпромторг России готовит по поручению президента РФ законопроект, представляющий собой поправки к уже действующим законам, которые касаются вторичных материальных ресурсов.

Вторичные ресурсы и их составляющие

Ранее заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт отметила, что для эффективной работы системы сбора и переработки отходов важно сформировать закон, регулирующий комплексное обращение со вторичными материальными ресурсами.

Видео: РБК
Видео: РБК

Однако затем было решено встраиваться в существующую систему регулирования, а не принимать новый правовой акт, поскольку уже внесенные в закон № 89-ФЗ изменения предусматривали порядок утилизации, а вторичные отходы как раз и являются ее результатом.

«В феврале 2018 года был подготовлен первый драфт законопроекта Минпромторга России с привлечением федеральных исполнительных органов власти. Сейчас он находится в стадии внутриведомственной доработки», — рассказал Денис Щур. При этом законопроект формулирует само понятие вторичных ресурсов, под которыми понимается продукция, полученная в результате рекуперации или обработки отходов, для которой имеется экономическая целесообразность утилизации, — данное определение еще будет дорабатываться на стадии изменений в результате рассмотрения федеральными органами исполнительной власти.

Законодательное закрепление термина

Как отметила Ирина Гехт, отсутствие законодательного закрепления термина «вторичные материальные ресурсы», а также требований к обращению с ними приводит к тому, что большое количество веществ или предметов, образовавшихся в процессе производства и пригодных для повторного использования, выведено из хозяйственного оборота и признается отходами.

Кроме того, по словам Дениса Щура, вносятся изменения в федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ, который давно требовал приведения его в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза. Поправки принципиально меняют понятие качества, безопасности и утилизации пищевых продуктов.

«Так, раньше опасным признавался продукт, который потерял потребительский вид, хотя он мог быть, к примеру, просто помят, но еще не просрочен», — отметил выступающий. Также стоит задача упростить процесс перевода пищевых отходов во вторичные ресурсы и использовать их для производства других видов продукции — в частности, удобрений, кормов и др.

Доработка закона о запрете возврата непроданных продуктов производителям

Как известно, в январе нынешнего года Ирина Яровая во главе группы депутатов «Единой России» внесла законопроект о запрете на возврат непроданной продукции на рассмотрение нижней палаты парламента. Как пояснила тогда вице-спикер, существующая ситуация противоречит экономическим интересам страны и наносит прямой ущерб добросовестному отечественному производителю.

Владимирский хлебокомбинат
Владимирский хлебокомбинат (Фото: Петр Чернов / РИА Новости)

А в конце 2016 года Ассоциация компаний розничной торговли, которая объединяет крупнейших ретейлеров, подписала меморандум о взаимопонимании с Российской гильдией пекарей и кондитеров, который предполагал конструктивное взаимодействие ретейлеров и хлебопеков.

Управляющий АО «Владимирский хлебокомбинат», вице-президент Российского союза пекарей и кондитеров (РОСПиК) Алексей Лялин обратил внимание на то, что хлебопекарная отрасль, как ни одна другая, столкнулась с проблемой возврата нереализованной продукции: «На этом отрасль ежегодно теряла огромные деньги. Отправка этой продукции в свинарники или охотхозяйства проблему не решала даже частично». Он отметил, что благодаря совместной работе производителей хлеба и сетевого ретейла (в первую очередь Х5 Retail Group, с которой Владимирский хлебокомбинат осуществлял пилотный проект) были достигнуты определенные позитивные перемены.

Два пути решения проблемы

Но проблема, по его мнению, окончательно не решена. Юрий Кацнельсон, президент РОСПиКа, предложил два варианта ее решения. «Первый путь — стимулирование изменения цен незадолго до окончания срока годности, чтобы уменьшить количество просроченной продукции. Второй — создание специальных производств для утилизации и превращения этой продукции в кормовую, — прокомментировал он. — Такие опыты уже есть».

Между тем известно, что Минэкономразвития России сочло, что законопроект о запрете сетям возвращать продовольственные товары поставщикам нуждается в доработке. По его мнению, чтобы не нести дополнительные убытки, сети могут сократить объем заказов, зато частота поставок вырастет. Кроме того, запрет возвратов может повлиять на ассортимент и цены.

Помимо прочего правительство РФ решило ограничить список товаров, которые нельзя возвращать поставщикам, только социально значимыми продуктами, срок годности которых составляет до десяти дней. Эти продукты перечислены в постановлении правительства № 530 от 15.07.2010. В списке — 24 продукта, в том числе говядина, молоко, хлеб, сливочное масло, картофель и т.д.

Перспективы производства и маркировки органических продуктов

В числе других готовящихся нормативных актов, которые были затронуты на круглом столе, был законопроект «О производстве органической продукции» (сейчас закон о производстве и распространении органической и экологически чистой продукции уже принят Госдумой, и знак качества органической продукции будет появляться только на тех продуктах, производители которых получили сертификат производителя экопродукции).

По словам депутата Госдумы и члена комитета по аграрным вопросам Натальи Боевой, сегодня экологически чистые продукты питания являются мировым трендом и успешно производятся в 178 странах мира. Помимо сохранения природной экосистемы сельскохозяйственных угодий органическое земледелие позволяет производить экологически чистые продукты питания, которые сегодня очень популярны среди людей, заботящихся о своем здоровье.

По прогнозам, международный рынок органического сельского хозяйства в течение ближайших трех лет будет расти ежегодно в среднем более чем на 15%. «И наша общая задача — сделать так, чтобы полезная органическая продукция, не проданная до окончания срока годности, с прилавков не попадала в отходы», — подчеркнула она. В соответствии с документом, нельзя использовать упаковку из материалов, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе из ПВХ.

Реестр производителей

По инициативе Минсельхоза предусматривается создание единого государственного реестра производителей органической продукции. Попасть в перечень, который будет вести само ведомство, смогут бесплатно все производители органической продукции.

Фото: Stephanie Pilick / DPA / ТАСС
Фото: Stephanie Pilick / DPA / ТАСС

Кроме того, закон предусматривает размещение маркировки на товаре, но только для тех, у кого есть сертификат. По мнению экспертов, это один из наиболее важных моментов в установлении правил, ведь пока маркировать как органик можно что угодно, не неся за это ответственности. Новый закон, вступающий в силу с 1 января 2020 года, предусматривает штраф 10 тыс. руб. за необоснованное использование соответствующей маркировки для должностных лиц, для юридических — не менее 100 тыс. руб.

«Зеленые» госзакупки

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию разработал законопроект, направленный на то, чтобы простимулировать госзаказчиков при проведении аукционов и конкурсов отдавать предпочтение энергоэффективной технике, офисной мебели из экологичных материалов, бумаге из вторсырья, электромобилям, а также электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников. Однако реальная правоприменительная практика таких закупок пока не сложилась.

Поручение подготовить предложения по развитию инструментов стимулирования в России «зеленых» технологий было дано в конце 2016 года Владимиром Путиным по итогам заседания Госсовета по экологии. В середине 2017 года с предложением создать систему «зеленых» госзакупок выступил Экспертный совет при правительстве. При этом отмечалось, что сделать это будет непросто — ведь сегодня основным критерием при госзакупках является не качество товара, а его цена. Экологически чистые товары же стоят дороже обычных.

«Сейчас мы обсуждаем «зеленые» закупки, чтобы создать преференции для предприятий, которые осуществляют вторичную переработку мусора. Не создав преференций, не гарантировав определенное участие в каких-то конкурсах для массовой закупки продукции из пластика или переработанной бумаги, мы переработку не подтолкнем», — отметила Ирина Гехт.

Итак, законодателям предстоит большая работа по созданию документов, оговаривающих условия, когда ретейлерам и производителям экономически выгоднее прибегать к передовым технологиям переработки, чем утилизировать прежними способами, а также максимально эффективно использовать вторсырье.