Андрей Кондратюк

Есть ли у шести главных технологий мирового ретейла будущее в России

Ретейл IT Прогнозы
Ретейл — это высококонкурентная среда, где выживание зависит от правильного внедрения инноваций. Есть ли у шести самых востребованных технологий мирового ретейла будущее в РФ?

Основные показатели 2018 года

В 2018 году российский рынок ретейла продолжил осторожный рост. По данным Росстата, оборот розничной торговли увеличился на 2,6% по сравнению с 2017 годом и составил 31,5 трлн руб. Для сравнения: китайский ретейл вырос на 7,5%, до $5,6 трлн (около 369,2 трлн руб.), а американский — на 3,3%, до $5,5 трлн (362,6 трлн руб.).

Россия все менее привлекательна для глобальных игроков. Так, в 2018 году на отечественный рынок вышло 24 новых зарубежных бренда против 37 годом ранее. При этом из страны за год ушло 12 брендов против восьми в 2017 году.

Покупательная способность россиян сократилась из-за девальвации рубля, и хотя прошлый год стал переломным — оборот розничной торговли впервые после кризиса показал рост, международные торговые сети не торопятся наращивать свое присутствие в России.

Работать на отечественном рынке стало очень трудно. Средний потребительский чек за последние два года несколько вырос и достиг в декабре прошлого года 624 руб. ($9,5), но в глобальном смысле этот показатель остается скромным. Для сравнения: по данным финтех-компании Earnest, стоимость единовременной покупки только в продуктовых магазинах США (без учета других сегментов ретейла) равна $50, а на мелкий шопинг в моллах один американец тратит от $25 до $150 за раз.

Конкуренция растет

Российский ретейл сегодня чрезвычайно конкурентный бизнес, где битва идет за сотые доли маржи. Значимую роль здесь играют технологии. Уровень их проникновения в этот сегмент уже сегодня можно назвать высоким. В будущем на рынке выживут только компании, которые смогут верно использовать дополнительные возможности для внедрения технологий в свои процессы.

Любая компания из сферы ретейла включает в себя следующие подразделения:

  • закупка и ассортимент,
  • логистика,
  • магазин/полка — офлайн и/или онлайн, иначе говоря, «продажи»,
  • маркетинг,
  • бэкофис — это ИТ, HR, финансы, юридический департамент и др.

При внедрении технологии надо учитывать специфику отечественного рынка, которая диктует свои приоритеты, отличные от западных.

В первую очередь речь идет о том, что в России, США и ЕС различается стоимость труда. Если говорить о западном ретейле, он прежде всего ориентирован на автоматизацию и роботизацию всех процессов в целях снижения PEX (personnel expenses, стоимость труда). Этот вид технологизации предполагает весьма капиталоемкие долгосрочные инвестиции.

Amazon только на аппаратное обеспечение первого автомагазина Amazon Go потратил более $1 млн, а на развертывание сети из 3 тыс. магазинов понадобится около $3 млрд.

Для российских ретейлеров инвестиции такого типа зачастую не приоритетны. У них долгая окупаемость (payback period) и низкий ROIC (Return Оn Invested Capital — коэффициент рентабельности инвестированного капитала, то есть отношение чистой операционной прибыли компании после выплаты налогов к среднегодовой величине инвестированного капитала) в силу того, что стоимость труда в России значительно ниже, чем на Западе.

Однако инвестиции в ретейлтех — это must do для любого ретейлера, и российские игроки здесь не исключение. Важность ретейлтеха будет расти вместе с ростом онлайн-торговли. Офлайн-магазинам придется меняться, эволюционируя из поставщиков товаров в поставщиков услуг и решений для потребителя.
Какие же технологические тренды наиболее популярны в мировом ретейле и есть ли у них перспективы в России?

Автомагазины

  • RFID

В мировой практике ретейлеры автоматизируют процессы не только в логистике, но и в продажах. Появляются магазины без продавцов, супермаркеты без касс, все благодаря RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — технологии, позволяющей распознавать товары на расстоянии через специальные метки.

С внедрением RFID отпадает необходимость в ручном вводе информации о товаре, механической сверке с сопроводительными документами, вскрытии общих упаковок и т.д. Метка обладает памятью и может хранить параметры и историю движения товара. Ее также можно использовать в маркетинговых целях, например при анализе движения покупателей внутри торгового зала, изучении списков покупок держателей карт лояльности и т.д.

  • Машинное зрение и искусственный интеллект

Наряду с RFID в автомагазинах используются машинное зрение и элементы AI (Artificial Intelligence, искусственный интеллект), технологию распознавания лиц/частей тел.

  • QR-коды

В Китае десятки мелких сетей также широко используют QR-коды. С их помощью покупателей идентифицируют на входе и выходе магазина. Эти коды заменяют привычные рамки, регистрирующие неоплаченные товары.

Магазины без касс и продавцов во всем мире уже доказали свою эффективность. По данным аналитического агентства RBC Capital Markets, автоматизированные супермаркеты Amazon Go, например, оказались в 1,5 раза прибыльнее обычных. Средний чек в одном таком магазине составляет $10, а число посетителей в день — 550 человек. Таким образом, за год он зарабатывает около $1,5 млн, тогда как обычный магазин сопоставимого размера и формата — не более $1 млн.

Приживется ли технология в России

Известно, что подобный опыт магазинов без кассиров сейчас тестирует X5 Retail Group (пока только для своих сотрудников). При существующем уровне оплаты труда (в среднем 42,5 тыс. руб. до вычета НДФЛ) в России появления полноценных автомагазинов ждать не приходится: как уже было сказано выше, сетям это просто невыгодно.

Роботизация склада и доставки

Британский ретейлер Ocado практически полностью автоматизировал складирование и доставку товаров на дом. Осаdo работает через хабы-ульи (распределительные центры), где абсолютно все делают роботы: собирают заказы, складывают в коробки и загружают в машины. Дальше их развозят водители, используя при этом алгоритмы передвижения, наиболее эффективные для доставки по указанным маршрутам. Такая степень автоматизации дает ретейлеру практически самую низкую из возможных себестоимость в индустрии и перспективу быстрого роста (scalability). Ocado планирует выйти на рынок США, и эксперты прогнозируют компании успех в конкурентной борьбе с американскими гигантами фуд-ретейла, такими как Walmart, Safeway и др.

Приживется ли технология в России

Перспективы появления в России ретейлеров с полностью автоматизированными складами и доставкой на ближайшее время нулевые. Причина все та же — низкая окупаемость. Российский потребительский спрос намного ниже западного, и даже самая обычная доставка продуктов (рядовая услуга в странах ЕС и США) еще долго будет оставаться неэффективной. Размер среднего чека просто не позволит оптимально отбивать издержки по доставке.

Гибкое ценообразование

Западный ретейл помимо всего прочего сосредоточен на upsale — повышении цены продукта за счет наделения его дополнительным свойствами и характеристиками.

Иными словами, сети озадачены вопросом: какие факторы можно использовать, чтобы тот же самый товар продать подороже, и кто и почему будет готов платить за него больше?

Технологии дают решение и в этой области задач. Электронные дисплеи в торговых залах на полках с товарами показывают актуальные цены, которые могут изменяться в любой момент в зависимости от трафика, времени суток, погоды или других факторов, влияющих на ценообразование.

Помимо этого ценники способны контактировать со смартфонами посредством NFC-модуля (технология дает возможность обмениваться данными между разными устройствами, находящимися на расстоянии 10 см). Покупатель, у которого установлено приложение магазина, сможет видеть в нем персональные скидки на те или иные товары — сеть будет показывать их, исходя из данных о предыдущем опыте взаимодействия с клиентом (разные сегменты покупателей смогут видеть разные цены).

Приживется ли технология в России

Оснащение магазина на 20 тыс. ценников обойдется в $400 тыс. (по данным на 2017 год), а срок окупаемости при этом может превысить пять лет. Впрочем, оборудование и софт с каждым годом дешевеют, а потому перспективы у такой технологии довольно хорошие.

Анализ больших данных

Разные технологии для анализа больших данных (big data) чрезвычайно востребованы как на Западе, так и в России. Понимание того, какие покупки и в какое время совершает конкретный клиент, становится крайне важным для любого ретейлера.

Приживется ли технология в России

В данный момент именно это направление приоритетное в структуре инвестиций для игроков на российском рынке.

X5 Retail Group создала отдельный департамент big data, направленный на разработку технологий, которые могут применять накопленные данные о потребителях для привлечения их в магазины.

Видеоаналитика

Выкладка товара, соответствие планограмме (план-схема выкладки товара на конкретном торговом оборудовании магазина с комментариями), наличие на полке всех SKU (складская учетная единица) — все это чрезвычайно важные аспекты успешных продаж. Сегодня существуют специальные платформы, позволяющие распознавать товары на полке с помощью компьютерного зрения, анализировать их и выдавать ретейлеру в режиме реального времени.

Приживется ли технология в России

Технология очень перспективная, ее уже успели оценить западные инвесторы: так, британская ИТ-компания BeMyEye совсем недавно купила российский стартап StreetBee (занимается распознаванием изображения для ретейла) для развития и внедрения этой технологии на европейском рынке.

Мультиканальный ретейл

Стартапы, позволяющие офлайн-магазинам выходить в онлайн и на мобильное устройство потребителя, не потеряют актуальности в ближайшей перспективе и обозримом будущем, от диджитальных 3D-примерочных до разного рода приложений геймификации. В фокусе также останутся технологии, позволяющие доводить до потребителя информацию о скидках и акциях: в российском ретейле уже почти две трети продаж делается через промо.

Популярны будут приложения, предоставляющие персонализированные скидки в магазине (также на базе big data) даже не от ретейлера, а напрямую от производителя. Со своей стороны, торговым сетям стоит присмотреться к разнообразным помощникам/приложениям, нацеленным на помощь продавцу и помогающим ему «уговорить» потребителя.

В заключение добавлю, что самые востребованные на российском рынке ретейла технологии — это платформы и приложения, которые позволяют улучшить взаимодействие с покупателем без значительных и долгосрочных капитальных инвестиций, дают быстрый период окупаемости и работают на повышение продаж буквально с первых дней применения.