РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как трансформируется логистика в ретейле: лучшие практики

Ретейл Цифровизация Статьи Retail Week
«Цифровая трансформация» — неотъемлемая часть любого высокоразвитого бизнеса. В розничной торговле цифровизации подвергается один из главных ее элементов — логистика. О лучших практиках автоматизации этого процесса читайте в материале Retail Week
Фото:Валерий Шарифулин / ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Раньше в процессе доставки товаров в торговые точки было задействовано огромное количество «ненужных связей»: письма и звонки от многочисленных поставщиков, отправка заявок о транспортировке, внесение корректив в уже сформированные договоренности — все это вносило в деятельность ретейлеров и логистов совершенно ненужную суету, трату времени, денег и сил. И исключить ошибки было практически невозможно.

Теперь ситуация совершенна иная. За 20 с лишним лет своего существования розничные сети прошли в нашей стране большой путь семимильными шагами. И сегодня, когда реальный и виртуальный миры розницы растут одновременно, логическим следствием этого является сетевая связка операционной деятельности бизнеса и склада.

Тренды цифровой трансформации в логистике, или «Индустрия 4.0»

«Когда мы с нашими экспертами решили определить, что такое логистика будущего, — говорит Василий Демин, заместитель директора Координационного совета по логистике, — мы пришли к следующим выводам. Во-первых, это эталонная логистика с применением WMS-систем, которая соответствует требованиям конкретного бизнеса. Во-вторых, это логистика с применением технологий «Индустрии 4.0». И в-третьих, это та логистика, где используются инновационные технологии — роботизация и автоматизация, предиктивная аналитика и интернет вещей, автоматическая идентификация и моделирование логистической сети, технология дополненной реальности и 3D-печать, а также облачное хранение данных и т.д., которые позволят действительно сделать ее лучше».

При этом в рамках цифровой цепочки поставок должны быть четко и поэтапно структурированы все соответствующие процессы, от сбора данных и отслеживания поставок до прогнозного анализа, значимость которого постоянно возрастает. Одной из главных целей цифровизации цепочки поставок становится повышение прозрачности всех процессов, что позволяет выявлять отклонения в графике и объеме поставки на ранних этапах процесса, с наглядным отображением соответствующей информации (этап выявления и визуализации). Затем отклонения можно проанализировать и спрогнозировать развитие событий (этап анализа и прогноза).

Диспетчерские службы

Такая организация процесса позволяет диспетчерским службам, например отвечающим за управление материальными и транспортными потоками, а также операционным подразделениям реагировать на отклонения и события во всей цепочке поставок, используя систему соответствующих предупреждений (этап мер реагирования и оптимизации).

Ответственный конечный пользователь может индивидуально настраивать пороговые значения для соответствующих предупреждений с помощью панели управления согласно своим требованиям и с учетом разнообразных плановых значений, наличия партнеров по процессу и материалов в цепочке поставок. Все это заложено в концепцию «Индустрии 4.0».

«Полтора года назад мы были в Бельгии и видели на складе локальных ретейлеров технологии «Индустрии 4.0» в готовом виде, где все автоматизировано и вовлеченность человека минимальная. Склад, который стоил порядка €50 млн, окупался за пять лет», — отметил Руслан Рыжонков, заместитель генерального директора по управлению цепями поставок и логистике Metro Cash&Carry Russia.