РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как не дать аренде убить розничные сети

Ретейл Инструкции РБК
Из-за неграмотно составленных договоров аренды пострадала не одна розничная сеть. На что нужно обратить внимание при подписании договор аренды, проекту «РБК Pro» рассказала Евгения Булавицкая, основатель компании Retailtrust
Фото:Дарья Барышникова
Фото: Дарья Барышникова

В настоящее время сложно себе представить ретейл без аренды торговых площадей. Общеизвестно, что львиную долю в его расходах занимают платежи за аренду, именно поэтому руководство бизнеса чаще всего проверяет в договоре всего две вещи — величину ставок арендной платы и в лучшем случае поинтересуется условиями одностороннего отказа. В очень редких случаях — возможностью компенсации неотделимых улучшений. На самом деле важных вопросов в аренде гораздо больше, чем размер арендной платы и односторонний выход.

Какие риски несет арендатор

Чем спасет односторонний выход, если магазин прибыльный, а арендодатель по каким-то причинам не хочет продлевать арендные отношения либо предлагает такие ставки аренды, что руководству становится проще закрыть магазин, а качественных альтернатив в этом районе/регионе/городе, в общем-то, и нет? Правильно — ничем. Медленно, но верно розницу убивают не только высокие арендные ставки и невозможность закрыть убыточный магазин, но и само качество сделок, которые каждый год вынуждают компании тратить время сотрудников на решение проблем с продлением, перезаключением, штрафными санкциями и прочими финансовым потерями.

Из-за некачественных договоров аренды пострадала не одна розничная сеть, а некоторые даже были вынуждены закрыться. К сожалению, даже крупные розничные сети зачастую лишаются возможности внесения правок в договор или их число ограничивается. Достаточно распространена практика, когда арендатор сразу получает договор в итоговой редакции. И очень часто собственники розничных сетей стоят перед выбором: подписать договор в текущей редакции или отдать площадку более сговорчивому конкуренту.

Большинство управленцев при этом, конечно, отдают предпочтение первому варианту. Ведь перед ними стоит задача в том числе открывать новые площади, а не закрывать имеющиеся, не терять площадки. Но между тем в большинстве случаев нет необходимости совершать роковой выбор. Нужно лишь с точностью определить, какие именно условия действительно являются существенными для аренды коммерческой недвижимости.

Иначе говоря, на что должен обратить внимание руководитель розничной сети, подписывая договор аренды?