РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Сласти по «АндерСону»: зачем сеть семейных кафе выходит в розницу

Пищевая промышленность Ретейл HoReCa Кейсы РБК
Благодаря партнерству со «ВкусВиллом» компания увеличила объемы производства кондитерской продукции в два раза. «АндерСон» собирается расширять продажи через сети — в начале 2019 года компания заключила контракт с «Утконосом»
Анастасия Татулова
Анастасия Татулова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«Я вообще не про рестораны. Мне всегда было интересно заниматься производством. Для меня кафе были местом, где я могла продавать то, что произвожу», — говорит Анастасия Татулова, создательница и владелица сети семейных кафе и кондитерских «АндерСон». Признание звучит неожиданно: сеть, выручка которой в 2018 году достигла 2,2 млрд руб. (по данным РБК), изначально делала акцент на домашнюю обстановку и продуманный интерьер. Однако сейчас хозяйка «АндерСона» всерьез задумалась о том, чтобы осваивать новые каналы сбыта своей кондитерской продукции: в 2018 году выпечка компании стала продаваться в сети «ВкусВилл», в январе Татулова заключила контракт с «Утконосом», а сейчас хочет попасть в «Перекресток» или «Ленту».

Анастасия и кондитерская фабрика

В 2009 году, когда Татулова готовилась открывать первое кафе «АндерСон», она планировала продавать чужую продукцию — хотела понять, на что есть спрос, и затем начать делать что-то свое. «Проблема была в том, что по качеству меня устраивала разве что продукция «Волконского», но когда я к ее стоимости прибавляла маржу, которая бы позволила выйти в ноль, я получала такую цену, за которую это невозможно было продать», — вспоминает предпринимательница. Поэтому в августе 2009 года она арендовала небольшой кондитерский цех на 200 кв. м в бизнес-центре на улице Новаторов и начала экспериментировать.

Стартовые инвестиции составили 7 млн руб., пять из которых были собственными накоплениями Татуловой, а еще два дала бывшая бизнес-партнер. «В кондитерском производстве не нужны огромные вложения — все идет в основном на людей, аренду и инвентарь», — говорит предпринимательница. По условиям аренды компания должна была обеспечивать работу столовой, поэтому помимо десертов и выпечки в цеху готовили обеды для сотрудников бизнес-центра.

Журналист по образованию и маркетолог по профессии (она была директором по маркетингу в компаниях «Русский продукт», Ralf Ringer и «Объединенные кондитеры»), Татулова разбиралась и в производстве, и в продвижении кондитерских продуктов. В декабре 2009 года в Коньково открылся первый «АндерСон», а через полгода — еще два заведения сети, на Страстном бульваре и набережной академика Туполева.

Быстрое развитие сети вскоре потребовало новых производственных мощностей. Татулова вспоминает, что поняла это 31 декабря 2012 года, когда в канун Нового года заведения сети уже в обед остались с пустыми полками: цех не успевал произвести дополнительную продукцию. Основательница «АндерСона» перенесла производство в новое помещение на Большой Семеновской улице, которое назвала «Фабрикой счастья». Здание отремонтировали, но, как утверждает Татулова, его выбор был ошибкой. «Уже после заключения договора и начала проектирования выяснилось, что арендодатель скрыл аварийное состояние помещения и перекрытий. В итоге ремонт превратился в полную реконструкцию здания и обошелся в три раза дороже», — вспоминает Татулова.