РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Перспективы российского виноделия в ретейле — Retail Week

Ретейл Пищевая промышленность Виноделие и пивоварение Статьи Retail Week
Почему важно контролировать качество вин и информировать потребителей и какие перспективы у российского вина в ретейле, читайте в материале Retail Week
Фото:Waldo Swiegers / Bloomberg
Фото: Waldo Swiegers / Bloomberg

Вино как категория сегодня особенно привлекательно для ретейла, так как позволяет в отличие, например, от крепкого алкоголя увеличивать маржинальность продаж и повышать лояльность покупателей к продавцу. В настоящий момент очевидна необходимость повышения культуры потребления вина у россиян, которые до сих пор предпочитают ему пиво и крепкие алкогольные напитки. Так, согласно последним исследованиям Gfk-Rus, на одно домохозяйство в России приходится 10 л вина в год, тогда как крепкого алкоголя потребляется больше, а пива — в несколько раз больше.

Стоит напомнить, что в СССР на каждого человека приходилось в год больше 15 л вина, а в развитых западных странах и сегодня его душевое потребление составляет более 30 л. Конечно, следует учитывать, что у современной России нет тех винодельческих регионов, какими располагал Советский Союз. Однако успешно развиваются как прежние, так и новые зоны производства, и параллельно решается множество задач — от производства саженцев и увеличения производительности виноградников до расширения каналов сбыта.

Состояние отрасли

Текущее потребление в России алкоголя в целом и вина в частности характеризуется следующими данными: на семью алкоголя — 21 л, частота покупок — 19 раз, размер покупки — 1 л, средний чек — около 500 руб.; на семью вина — 10 л, частота и размер покупки — семь раз и 1,4 л, чек — около 400 руб. «Если сравнить первые кварталы 2018 и 2017 годов, то можно видеть рост объемов потребления на 8,8% в основном из-за более частых (на 6,3%) покупок», — говорит Елена Самодурова, руководитель отдела потребительской панели Gfk-Rus.

По словам Ирины Фединой, заместителя директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России, в стране три основных региона выращивания винограда — Краснодарский край, Республика Крым и Республика Дагестан. Несмотря на резкое сокращение площадей виноградников с советских времен до 87,8 тыс. га, сейчас имеется тенденция к небольшому росту. «С другой стороны, только в Испании их площадь в десять раз больше», — отметила эксперт.