Материал раздела Основной

Роберт Киган — РБК: «Сотрудники тратят на работу лишь половину времени»

Всемирно известный специалист по профессиональному развитию рассказал, на какой «второй работе» заняты сотрудники большинства компаний, зачем нужна «кнопка боли» и что за революцию совершили миллениалы
Роберт Киган
Роберт Киган (Фото: The Keynes Centre UCC / YouTube)

Кто такой Роберт Киган

Американский психолог. В течение 40 лет (до отставки в 2016 году) был профессором Graduate School of Education при Гарвардском университете. Автор бестселлеров «Неприятие перемен: как преодолеть сопротивление изменениям и раскрыть потенциал организации» и «Культура для каждого: как стать организацией осознанного развития». Консультировал по вопросам профессионального развития сотрудников крупнейшего хедж-фонда мира Bridgewater Associates, калифорнийского гиганта индустрии развлечений Decurion, маркетплейса Next Jump и т.п. Киган пишет колонки для таких изданий, как The Washington Post, Harvard Business Review и др.

«В хорошей компании сотрудник не боится сказать, что чего-то не знает»

— В своих колонках вы часто пишете, что в большинстве компаний время и энергия сотрудников тратятся впустую. Почему так происходит?

— Каждый бизнес стремится уменьшить расходы. При этом руководство компаний обычно не понимает, что один из самых ценных активов — время и внимание работников. В среднестатистической организации сотрудники тратят на работу лишь половину времени. А другую половину — на «вторую работу», за которую им никто не платит: на то, чтобы производить хорошее впечатление на коллег и руководство. Это огромная дыра, через которую утекают ресурсы вашей компании. Конечно, прятать свои недостатки от других естественно для большинства людей, но если сотрудник озабочен в основном поддержанием своей репутации, для организации это настоящая беда. В том числе и потому, что человек, который скрывает отсутствие компетенции в каких-то вопросах, никогда не научится работать лучше. Самого работника это тоже развращает: если он в компании уже много лет, у него неизбежно появится ощущение, что его навыки не становятся лучше, а это приводит к выгоранию. В хорошей компании сотрудник не боится сказать, что чего-то не знает, — это основа профессионального роста.

— Можно ли изменить эту ситуацию?

— Многие думают, что невозможно, поскольку желание показывать только лучшие свои стороны и скрывать недостатки заложено в человеческой природе. Но это заблуждение. Знаете, раньше в США курение было распространено повсеместно, и несмотря на все призывы врачей, казалось, что ничто не сможет отучить людей от этой дурной привычки. Но сейчас в США курят намного меньше людей, чем 20–30 лет назад: моду на сигареты вытеснила мода на спорт и фитнес. Вот так и компании, с которыми мы работали, смогли в итоге создать в своих стенах совершенно особую атмосферу, в которой люди просто перестали бояться, что кто-то думает о них плохо.