РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Логистика для интернет-магазина: как правильно организовать доставку

Ретейл Логистика Интернет-торговля Инструкции РБК
О плюсах и минусах дропшиппинга, фулфилмента и других способах доставки товаров рассказывает экономист Вячеслав Белобжецкий
Фото:Marcelo del Pozo / Reuters
Фото: Marcelo del Pozo / Reuters

Новые формы интернет-ретейла

В прошлом году общий объем интернет-торговли в мире составил более $2 трлн. В России оборот интернет-магазинов превысил 1 трлн руб. — это около 3% от общего оборота розничной торговли страны, который превысил 31 трлн руб. по итогам 2018 года.

В отечественном онлайн-ретейле наметился важный тренд — это превращение интернет-гигантов, таких как Ozon, из классических интернет-магазинов в маркетплейсы. «Яндекс.Маркет» также давно стал витриной для товаров, а не интернет-магазином. При этом трансформация развивается параллельно с созданием новых маркетплейсов, таких как «Беру», Goods и т.д. А некоторые интернет-ретейлеры давно работают по такой модели, например Wildberries.

Главное отличие маркетплейса от обычного интернет-магазина заключается в том, что продавец самостоятельно определяет продуктовую и ценовую политику на онлайн-площадке, а маркетплейс берет на себя вопросы логистики и продвижения площадки на рынке.

Видео: РБК
Видео: РБК

Многие агенты, на складе которых хранится товар, ограничивают срок бесплатного хранения двумя месяцами. Это заставляет магазины тщательно выбирать ассортимент, а также оценивать спрос, размер партии и период пополнения при управлении товарными запасами. В этом случае продажа недорогих товаров стоимостью 300–350 руб. и менее может быть убыточна, если вы не умете управлять запасами.

Основные составляющие логистики интернет-магазина

Условно логистический процесс можно разделить на три части: закупка, хранение и грузопереработка, продажа.

Закупки

Традиционный онлайн-ретейл практически не занимается закупкой в полном смысле этого слова. Хотя нельзя не отметить, что отраслевые игроки, такие как «ВсеИнструменты.ру», «Петрович», имеют в своем штате сотрудников, которых можно условно назвать категорийными менеджерами.

Категорийные менеджеры обычно хорошо разбираются в своем направлении (категории товаров), знают потребительские свойства, тренды рынка, торговые марки и поставщиков. В их задачу входит формирование товарной матрицы онлайн-магазина. Но даже они сегодня больше ориентированы не на закупку крупной партии, а на поставку пробной партии товара от нового поставщика и дальнейшее отслеживание спроса.

При этом категорийный менеджер в онлайн-ретейле постепенно перестает оперировать закупочным бюджетом. Товар в основной своей массе поставляется на условиях отсрочки платежа, поэтому онлайн-торговцу не нужно замораживать свои деньги. Однако поставщику из-за этого приходится нелегко. Отсрочка в 90 дней по оплате поставленного товара — далеко не редкость.

Учитывая тот факт, что не каждая товарная категория продается в больших объемах, поставщику необходимо четко считать экономическую составляющую такого сотрудничества.

Хранение и грузопереработка

Все крупные игроки интернет-торговли делают огромный акцент на грузопереработку и хранение продукции. Фактически они перешли или переходят в формат 3PL- и 4PL-операторов.

PL — обозначение уровня сервиса, предоставляемого логистическим провайдером:

  • 1PL — собственная логистика грузовладельца, все процессы организует сам;
  • 2PL — аутсорсинг логистической функции (например, перевозки выполняются сторонней компанией — провайдером);
  • 3PL — комплексное обслуживание в части складской и транспортной деятельности;
  • 4PL — это 3PL с интеграцией в бизнес клиента.

Примерами могут служить компании Exist, Ozon и другие. По этой же модели давно развиваются и основные зарубежные игроки — Amazon, AliExpress, Tmall и другие.

Потребность в столь внимательном отношении к складской логистике и информационным технологиям обработки заказов вызвана объемом торговли. Например, на Ozon количество заказов по итогам 2018 года составило более 12 млн, а на Amazon в 2017 году пользователи Amazon Prime заказали более 5 млрд товаров.

Фото:  Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Также на складах интернет-ретейлеров используются технологии хранения и переработки, позволяющие повысить производительность и скорость обработки: автоматизированные склады, кросс-докинг, прямая отгрузка от поставщика покупателю.

Кросс-докинг — технология грузопереработки, при которой входящий поток грузов на складе не остается, а сразу, транзитом, отгружается заказчику. При этом отгрузка может происходить как целыми грузовыми местами без разукомплектации, так и с переукомплектацией, дроблением входящих партий и формированием новых исходящих.

Продажи и доставка

В интернет-ретейле доставка клиенту играет ключевую роль. Это связано со следующими основными факторами:

  • товар нужен срочно;
  • товар нужен в штучном объеме и в конкретном месте;
  • стоимость доставки может быть сравнима со стоимостью товара.

В последние годы доставка «последней мили» стала основной головной болью интернет-торговли, так как клиентам нужна быстрая и дешевая (в идеале бесплатная) доставка.

«Проклятый путь: как сервису доставки решить проблему последней мили»

Современные варианты доставки предполагают следующие способы:

  • традиционная доставка курьером или автотранспортом (транспорт обычно применяется для крупногабаритной и относительной дорогой продукции);
  • доставка вело- и мотокурьером (в крупных мегаполисах может быть видом быстрой доставки);
  • доставка почтовой службой или экспресс-перевозчиком (зачастую это либо относительно долго, либо дорого, но для удаленных мест иногда нет альтернативы; в качестве почтовой службы обычно выступает «Почта России», а среди экспресс-перевозчиков с хорошим комплексным сервисом серьезные позиции на рынке у СДЭК);
  • доставка в пункты выдачи (собственные либо партнерской сети, например, «Мультифото», «ОнлайнТрейд.ру» и т.д.);
  • доставка в почтоматы (специальные устройства, стационарно установленные в различных магазинах, ТРЦ и т.д. Это либо независимые сети, например PickPoint, либо собственные, как у Ozon).

Фулфилмент

Большая роль в этой сфере отводится игрокам логистического рынка, предоставляющим услуги фулфилмента.

Фулфилмент — это комплекс услуг, представляющий собой полный цикл от обработки входящего заказа, грузопереработки, доставки до приема оплаты от клиента.

На рынке фулфилмента присутствует довольно большое количество игроков. Разнятся как масштабы их деятельности, так и расценки. В целом их можно разделить на тех, кто интересуется только крупными компаниями интернет-торговли (от 2 тыс. заказов в месяц), и тех, кто готов работать и с меньшими объемами.

К первым однозначно можно отнести таких игроков, как Arvato, Itella. Ко вторым — «Бета Про», IML, В2CPL. Есть и несколько иной подход. Например, СДЭК заключила соглашение со сторонней компанией и самостоятельно не осуществляет услуги фулфилмента. Но при этом эффективно занимается доставкой, в том числе и в страны СНГ, что делает такой подход экономически оправданным.

С одной стороны, рынок фулфилмента довольно насыщен предложением. Но при этом опытным путем (общение с операторами) было установлено, что начинающему интернет-магазину крайне сложно найти подходящее предложение. Сначала нужно выйти на приличные объемы заказов, а уже потом думать о привлечении провайдера. Это выглядит несколько нелогичным, так как именно на этапе создания и первоначального развития предприниматель должен акцентировать свое внимание на продажах, а не на решении множества операционных вопросов, связанных с грузопереработкой и доставкой, чтобы обеспечить будущее проекта.

Дропшиппинг, или бизнес без логистики

Рассматривая логистику в интернет-торговле, нельзя обойти вниманием дропшиппинг. Если вернуться к основным логистическим операциям, то очевидно, что у крупных компаний они присутствуют в любом случае, а у небольших — в зависимости от бизнес-модели.

Дропшиппинг — это прямая поставка товаров от поставщика к покупателю, при которой продавец (посредник) не хранит товары у себя на складе или вовсе обходится без него. Товары отправляются заказчику непосредственно со склада производителя, поставщика, оптовика или дистрибьютора.

Такая бизнес-модель подразумевает, что интернет-магазин превращается в центр генерации и обработки заказов, а остальные функции берет на себя компания — сервисный провайдер или производитель.

Такой провайдер/производитель предлагает определенный перечень продукции для интернет-магазина. Закупку и доставку продукции провайдер берет на себя, перечисляя дропшипперу комиссию. Собственно, само наименование явления переводится с английского языка как «прямая доставка», что подразумевает прямую доставку без задействования традиционных каналов дистрибуции.

Среди минусов дропшиппинга нужно выделить следующие:

  • база клиентов принадлежит поставщику, а не интернет-магазину, что создает значительные риски для будущего развития;
  • интернет-магазин несет все риски за ответственное отношение к своим обязанностям поставщика (полноту отгрузки, качество товара и прочее);
  • негибкость и неконкурентоспособность ценообразования (наценка к цене поставщика может быть неконкурентоспособной по сравнению с традиционными интернет-магазинами, которые берут товар у поставщика со скидкой, а не устанавливают наценку к его обычной цене);
  • собственно, отсутствие ценности для клиентов в существовании подобного интернет-магазина, кроме искусственно созданной его продвижением в сети.

Да и само отсутствие логистики не создает ценности интернет-магазину в глазах покупателя, так как невозможно гарантировать своевременную доставку, качественную упаковку и т.п.