РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Совместные перевозки: как sharing economy влияет на рынок логистики

Логистика Статьи РБК
Шеринг в сфере логистики позволяет операторам оптимизировать затраты и получать дополнительную прибыль от сдачи в аренду имеющегося транспортного парка. О том, как использовать этот новый инструмент, рассказал Андрей Сулла (AsstrA)
Фото:Дарья Барышникова
Фото: Дарья Барышникова

Что такое sharing economy

По данным исследования PwC, экономика совместного потребления (sharing economy) будет расти на 33% в год и к 2025 году оборот шеринговых сервисов превысит $300 млрд.

В России sharing economy только начинает активно развиваться. Относительно недавно у нас появились сервисы по аренде транспорта и жилья. Например, в городах-миллионниках огромной популярностью пользуются сервисы поминутной аренды автомобилей — каршеринг. К слову, автомобильные концерны сильно обеспокоены тем, что к 2020 году каршеринг сократит продажи новых машин на 1,2 млн единиц в год, так как это может привести к потере $8,2 млрд. Впрочем, аналитики компании HIS пришли к выводу, что автомобиль, бывший в совместном пользовании, нуждается в замене через три года, что в два раза меньше срока эксплуатации нового авто.

В экономику совместного потребления вовлечены не только частные лица, но и компании. Например, сотрудничество компаний на основе шеринга распространено и в современной авиации. Такая кооперация выгодна всем участвующим в соглашении авиакомпаниям, поскольку появляется возможность сократить количество своих рейсов (тех, что недозагружены) и тем самым сэкономить на горючем и других расходных материалах. Клиенты при этом могут продолжать пользоваться услугами понравившейся авиакомпании и ее бонусными программами. Благодаря шерингу становятся доступными и новые рейсы, более удобные для клиентов.

Как можно сэкономить

В последние годы экономика совместного потребления начала появляться и в логистическом секторе — sharing logistics. Компании Lyft, Convoy и Uber уже расширили свои сервисные портфели и начали оказывать услуги по экспедированию грузов. По данным американской ассоциации грузовых автомобилей (АТА), Uber Freight собирается внедрить систему, в которой все грузовики работают максимально эффективно, а водителям для обеспечения полной загрузки будут предложены комфортные условия оплаты и удобные приложения.