Хорошо известен афоризм Питера Друкера (ученый, экономист. — РБК) о корпоративной культуре, которая «съедает стратегию на завтрак». Почему не на ужин, например? Думаю, один из величайших теоретиков менеджмента особо подчеркивал таким образом, что все наши умозрительные конструкции стратегий, сколь угодно тщательно проработанные, не доживут даже до обеда, если не соответствуют тому, как мы в реальности работаем, думаем, общаемся, живем. Культура съест и не поперхнется.
«А давайте будем развиваться и развивать сотрудников, — решает руководитель, — и зафиксируем это как основу основ в стратегическом контуре компании».
Что происходит дальше? В советское время стены заводских цехов оформляли наглядной агитацией в стиле «Догоним и перегоним», «Даешь к XXV съезду». Стратегия, съеденная культурой, как раз напоминает мне такую агитацию. Ее внешний импульс для отдельного человека и для компании в целом так и не становится внутренним, у человека не получается сродниться с ним.