РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

В каких регионах России больше тратят онлайн

Ретейл Интернет-торговля Исследования РБК
«РБК Pro» совместно с онлайн-ретейлером Wildberries составил рейтинг регионов, в которых россияне чаще делают покупки в интернете

Средний чек и количество заказов

Онлайн-ретейлер Wildberries рассказал, в каких регионах у него больше всего заказов, как меняется средний чек в зависимости от локации и что люди предпочитают заказывать онлайн.

Лидирующие позиции в рейтинге заняла столица: в 2018 году москвичи сделали более 21 млн заказов на сумму 38 млрд руб. Следом идут Санкт-Петербург (3,9 млн заказов на сумму 6,4 млрд руб.) и Краснодарский край, в котором количество заказов превысило 2,4 млн, а общая сумма выкупленных товаров — более 3,6 млрд руб.

«Мы объясняем высокие показатели в данном регионе несколькими факторами. Во-первых, Краснодарский край входит в тройку лидеров по количеству покупателей (184 тыс.) после Москвы (1,7 млн) и Санкт-Петербурга (400 тыс.). Во-вторых, в регионе очень развита собственная сеть пунктов выдачи заказов (92 точки) Wildberries. Там же расположен один из наших распределительных центров, что позволяет доставлять заказы в кратчайшие сроки», — рассказал Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries.

На четвертом месте — Свердловская область с 2,2 млн заказов на общую сумму почти 3 млрд руб. В пятерку лидеров также входит Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), где количество заказов перевалило за 1,3 млн. В прошлом году оборот в регионе составил 2,4 млрд руб.

Сразу за пятеркой лидеров — Ростовская область (1,5 млн заказов на сумму 2,2 млрд руб.) и Нижегородская область (1,5 млн заказов на 2 млрд руб.)

Средний чек

Средний чек заказа в регионах отличается несильно. На востоке он выше — более 5 тыс. руб., а в Центральной России составляет около 4 тыс. руб. В Москве и Ямало-Ненецком округе средний чек достиг 5,5 тыс. руб., в Петербурге — 5,3 тыс. руб.

Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries

«По итогам 2018 года наибольший прирост показали категории электроники (492%), бытовой техники (255%) и техники для кухни (203%). Также среди лидеров по росту товары категории beauty (прирост на 99%)».

Самыми востребованными товарами в сегменте электроники стали смартфоны, пылесосы, в том числе роботы-пылесосы, наушники и электрические зубные щетки.

Что касается одежды и обуви, то здесь самым продаваемым товаром во всех регионах без исключения являются платья. Примечательно, что наиболее предпочитаемыми цветами в порядке убывания являются черный, темной-синий, синий и красный. Больше всего туфель покупатели приобретают в Москве и Санкт-Петербурге, а меньше всего — в Красноярском крае и Иркутской области. Наиболее активно кроссовки покупают в Краснодарском крае, наименее — в Нижегородской области. Самые большие продажи спортивных костюмов — в Ямало-Ненецком округе, самые низкие — в Санкт-Петербурге.

Мнения игроков рынка

Мария Заикина, пиар-директор Ozon

«В Ozon топ-5 самых активных городов, не включая Москву, распределился следующим образом: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Казань, Новосибирск. За ними следует Тверская область, где находится крупный логистический хаб Ozon.

Если рассмотреть топ-5 регионов в совокупности, еще в 2016–2017 годах самой популярной категорией покупок на Ozon были книги, в 2018 году картина кардинально изменилась: теперь топ формируют электроника, детские товары, товары для дома. Книги сместились на четвертое место, а замыкает топ-5 одежда.

Самые заметные изменения популярных покупок произошли в Краснодаре и Новосибирске. В столице Сибири в топ-5 входит категория спорт, объединяющая товары от ковриков для йоги до спортивных витаминных комплексов. В Краснодаре в конце прошлого года в топ-5 окончательно укрепилась категория «Товары для красоты и здоровья», где самыми частыми покупками стали кокосовое масло для тела, тушь для ресниц разных марок, тканевые маски и скрабы для лица.

В 2018 году средний чек в регионах составил около 2500 руб. за исключением Новосибирска, где он выше — 3100 руб.

Самые быстрорастущие категории в регионах — продукты питания (рост в 14 раз) и товары для здоровья (парафармацевтические товары и медицинская техника), выросшие трехкратно. Привычка заказывать продукты онлайн пока прежде всего характерна для жителей крупных городов: в Ozon тремя самыми активными городами помимо Москвы (на нее пришлось 60% заказов) стали Петербург, Екатеринбург и Казань. Традиционно продукты в корзине заказывают с такими товарными категориями, как детские товары и товары для дома».

Антон Пантелеев, представитель AliExpress Russia

«В пятерку лидеров по количествам заказов кроме Москвы и Санкт-Петербурга вошли Воронеж, Екатеринбург и Казань.

Наиболее динамично развивались категории электроники, одежды, товаров для дома (текстиль и аксессуары), а также товары для «умного» дома (розетки, «умные» лампы и устройства для дистанционного управления), причем товары для «умного» дома — одна из самых динамичных категорий последнего года, которая растет прежде всего за счет стремительного расширения ассортимента новыми гаджетами, например «умными» лампами и розетками. Эти устройства очень быстро дешевеют и наравне с «умными» пылесосами являются одной из наиболее доступных опций потестировать внедрение элементов смарт-дома».

Татьяна Умряева, руководитель сервиса «Яндекс.Маркет»

«Функционал «Яндекс.Маркет» позволяет подойти к выбору товаров со всей ответственностью: можно сравнивать не только цену в разных магазинах, но и характеристики различных моделей. Поэтому мы видим в топе именно те товары, в выборе которых люди обычно испытывают затруднения: товары для строительства, телефоны, мебель. Однако мы наблюдаем еще один тренд: на «Маркет» растет популярность частотных категорий товаров, например косметики и парфюмерии, продуктов питания. Все чаще пользователи выбирают такие товары онлайн».