НИУ ВШЭ: о чем говорит деловой климат в сфере услуг

Услуги Менеджмент Исследования НИУ ВШЭ
Информация могла устареть. Дата публикации: 11.01.2019
Посмотрите более актуальные материалы:
За ней б/удущее: как россиянка решила оцифровать британский секонд-хенд Как отельер открыл образовательный кэмп для людей 50–60 лет Игра Кука: как нынешний глава Apple перестроил империю Стива Джобса
Почти треть компаний из сферы услуг отчитались о сокращении прибыли в конце прошлого года. О том, какие еще существенные факты произошли в отрасли, — в отчете НИУ ВШЭ
Фото: Christoph Schmidt / DPA / ТАСС
Фото: Christoph Schmidt / DPA / ТАСС

Ключевые отраслевые тенденции

  • Плавное ухудшение делового климата на российском рынке услуг на протяжении 2018 года
  • Заметное снижение спроса на услуги в четвертом квартале 2018 года
  • Сохранение умеренно оптимистичных ожиданий предпринимателей на первый квартал 2019 года

Итоги четвертого квартала 2018 года

Индекс предпринимательской уверенности (рассчитывается как среднее арифметическое значение сезонно скорректированных балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах) снизился относительно значения предыдущего квартала на 1 процентный пункт (п.п.), до отметки -4%.

Падение спроса на услуги своих организаций отметили 28% респондентов, 57% констатировали отсутствие изменений и 15% сообщили о росте показателя (кварталом ранее доли таких оценок составляли 25, 58 и 17% соответственно).

Снижение числа заключенных договоров (обслуженных клиентов) зафиксировали 25% предпринимателей, рост показателя — 14% (кварталом ранее — 23 и 15% соответственно).