РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Максим Протасов

Как догнать и обогнать конкурентов с помощью системы контроля качества

Производство Статьи РБК
По объему промышленного производства Россия занимает четвертое место в мире. Впереди Китай, США и Индия. Уступаем мы и по качеству продукции глубокой переработки

Чтобы изменить ситуацию, в послании Федеральному Собранию этого года президент РФ поставил задачу выйти на мировой уровень качества продукции, а производительность труда повысить не менее чем на 5%.

Остроту проблемы иллюстрируют и результаты ежегодного рейтинга глобальной конкурентоспособности. По данным Института развития менеджмента, в 2017 году Россия по эффективности бизнеса находилась на 51-м месте из 63 стран. Выходов из сложившейся ситуации немного, и лучше следовать уже проверенным путем — внедрением эффективных и результативных систем менеджмента качества (СМК). Так, проведенные в 2017 году ГК «Оргпром» исследования подтверждают, что внедрение СМК прежде всего отражается на повышении производительности труда, качестве продукции/услуг, снижении затрат на производство, сокращении времени производственного цикла и улучшении промышленной безопасности и охраны труда. Это легко демонстрируется на конкретных показателях: по данным британского CEBR (Centre for Economics and Business Research), каждый вложенный в развитие менеджмента качества доллар снижает себестоимость на $16, приносит $3 дополнительной прибыли и на $6 рост выручки.

Из руин к звездам

Самый показательный пример внедрения СМК был продемонстрирован в 1950–1960-х годах Японией. Находясь буквально в руинах после Второй мировой войны, страна за несколько лет увеличила ВВП в 6,5 раза, объем промышленного производства — более чем в десять раз, а ежегодный экономический рост составил 10%. Именно в этот период на японских предприятиях была создана уникальная производственная культура, ярким примером которой служит компания Toyota.