РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Черрипикеры идут: с какими вызовами ретейл столкнется в 2019 году

Ретейл Статьи Ромир
Какой стратегии придерживаются российские покупатели, как ретейлерам выбраться из ловушек промоакций и что такое нормальная цена? Все раскладывает по полочкам Марина Шепотиненко (исследовательский холдинг «Ромир»)
Фото:Тимофей Яржомбек для РБК
Фото: Тимофей Яржомбек для РБК
Российская экономика вошла в период медленного восстановления. По данным Росстата, в сентябре оборот продовольственных товаров вырос на 0,5%, а непродовольственных — на 1,9%. Индекс покупательской активности, который «Ромир» ежемесячно рассчитывает по данным скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel, также демонстрирует рост: в ноябре плюс 3% к значению октября.

Однако в годовом выражении расходы россиян за месяц оказались даже ниже, чем в прошлом году. Это подтверждается другим индексом «Ромира» — индексом среднего чека (ИСЧ). Да, он вырос на 4,6% по сравнению с предыдущим месяцем, но ноябрьский рост размера среднего чека, как и общий рост повседневных расходов, объясняется начавшейся предпраздничной закупкой. И если сравнить ИСЧ с ноябрем 2017 года, мы увидим, что его стоимость потеряла 2,8% от своих прошлогодних объемов.

Оптимизаторы

Общий рост расходов при снижении размера среднего чека говорит о том, что россияне в борьбе с ростом цен занялись интенсивным шопингом — посещают больше магазинов в поисках лучших цен и предложений. По нашим подсчетам, до 84% покупателей используют разные стратегии экономии. Мы выделили пять основных поведенческих моделей.

Самая распространенная стратегия — «Оптимизаторы», таких 33% от общего числа покупателей. Они экономят за счет приобретения более дешевых марок. Среди оптимизаторов больше женщин (71%), которые, как правило, состоят в браке и имеют одного ребенка. Оптимизаторы все чаще отказываются от походов в гипермаркеты в пользу convenience store (магазин «у дома»). Доля покупок по промо (то есть в рамках разного рода спецпредложений, акций, бонусных программ и т.п.) в их корзине составляет до 23%.