РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Человек-фонтан» и «критикан» с «мечтателем»: кому нельзя давать франшизу

Менеджмент Статьи РБК
Не всегда человек с горящими глазами и массой идей может стать хорошим бизнес-партнером. О том, каких франчайзи стоит избегать, рассказали в компании «Лабораторная служба Хеликс»
Фото:Дарья Барышникова
Фото: Дарья Барышникова

Франчайзинговая модель позволяет компании-франчайзеру решить одновременно несколько стратегически важных задач: высвободить инвестиции для совершенствования своих технологических и технических возможностей, выстроить широкую сеть филиалов, повысить узнаваемость бренда.

Однако при всех плюсах этой модели необходимо помнить: франчайзи-партнер может стать как источником инвестиций и адвокатом бренда, так и потенциальной угрозой для бизнеса.

Франчайзи — это не ваши сотрудники, и несмотря на то что их деятельность регулируется договором коммерческой концессии, они относительно свободны в своих действиях и решениях — даже тех, которые могут иметь прямые последствия для вашего бизнеса.

Партнеры могут не соблюдать корпоративные стандарты сервиса, нарушать правила использования бренда, пытаться изобрести и реализовать собственную стратегию развития, самостоятельно запускать различные маркетинговые и пиар-кампании, не согласованные с франчайзером. Все это грозит серьезным ущербом для репутации компании, в особенности если это лидер рынка с многолетним опытом и сильным брендом.

Единственный способ снизить риски — тщательно выбирать партнеров. В конечном итоге ваша избирательность сослужит хорошую службу не только вашему бизнесу, но и несостоявшемуся франчайзи, удержав его от необдуманного решения и серьезных финансовых потерь.

Практика показывает, что партнера из группы риска видно уже на предварительном этапе. И по тому, как он себя ведет при знакомстве и обсуждении условий сотрудничества, можно предугадать, как будут развиваться дальнейшие взаимоотношения. Условно потенциально опасных кандидатов можно разделить на шесть типов.