РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Собственник или «наемник»: стоит ли передавать управление своей компанией

Менеджмент Статьи РБК
Нанять управленца для своей компании — распространенная практика как в крупном, так и малом бизнесе. Как справиться с этой задачей и какие здесь могут быть риски, рассказали владельцы трех компаний
Фото:Дарья Барышникова
Фото: Дарья Барышникова

«Я не верю в то, что в качестве управленца можно нанять человека со стороны, — заявляет Владимир Черкашин, совладелец производственно-инжиниринговой компании «Санекст.Про» и фудтех-стартапа «Партия еды». — С тем, кого вы нанимаете руководить вашим делом, нужно какое-то время «пожить»: вместе преодолеть кризисы и вывести компанию на новый уровень».

Черкашин успел побыть в обеих ролях — и наемного управленца, и совладельца бизнеса. В далеком 2000-м его, выпускника санкт-петербургской Морской академии им. адмирала Макарова и маркетолога Балтийского завода, пригласили на должность начальника отдела маркетинга крупной компании — производителя стальных отопительных труб «Санеста-Металл». За год он дорос до исполнительного директора — стал правой рукой основателя и собственника компании Сергея Алешина. «Формально Сергей оставался генеральным директором, но фактическим управлением занимался я: делал все, что хочу, согласовывая с ним только стратегические вещи».

За пять лет в должности управленца Черкашин нарастил годовые доходы бизнеса в четыре раза, с 200 млн руб. до почти 1 млрд руб. За то, что он перевыполнил поставленные Алешиным KPI, Черкашин в качестве вознаграждения получил опцион на 20% акций компании. «Впоследствии я стал не просто наемным руководителем, а одним из владельцев компании, имеющим право принимать стратегически важные решения», — доволен Черкашин.

Еще в 2003 году, освободившись от рутинных операционных задач, Алешин занялся развитием нового дела — производства полимерных труб для систем отопления внутренних помещений «Санекст» (впоследствии компания была переименована в «Санекст.Про»). К 2008 году оборот компании приблизился к 50 млн руб., однако после финансового кризиса, по словам Черкашина, бизнес оказался на грани провала. «Сергей, вспомнив мои успехи, решил назначить меня руководителем и туда», — рассказывает Черкашин. За несколько лет он перепрофилировал компанию из чисто производственной в конструкторскую: закрыл фабрику в России и стал заказывать полимерные трубы по собственному дизайну и технологии на контрактном производстве в Израиле. Это помогло ему нарастить годовой оборот компании с докризисных 50 млн руб. до 250 млн и получить награду — 18-процентную долю в бизнесе «Санекст».

«Уже в 2009 году я пришел к выводу, что мне самому нужно нанимать руководителя, — признается Черкашин. — Управлять двумя компаниями одновременно было тяжело, да и после выхода на стабильный рост я стал утрачивать к ним интерес». В 2010 году он назначил исполнительным директором «Санеста-Металла» Андрея Сарбаева, одного из штатных менеджеров, а в 2012-м проделал то же самое в компании «Санекст», где исполнительным директором стал Кирилл Абрамов. «Оба сотрудника к моменту их повышения до руководителей успели доказать свою эффективность: помогали мне наращивать обороты компаний, вместе со мной переживали неудачи и радовались успехам», — вспоминает он.