РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Школа для взрослых: как сделать социальные объекты драйвером спроса

Строительство Образование Статьи РБК
О том, можно ли сделать социальные объекты конкурентным преимуществом застройщика и как к этому подходить, рассказала Анна Букина, руководитель проектов по социальным объектам ГК «ПИК»
Фото:Тимофей Яржомбек специально для РБК
Фото: Тимофей Яржомбек специально для РБК

Сегодня ни одна комплексная застройка не обходится без возведения социальной инфраструктуры, в том числе школ и детских садов. Обязанность девелопера строить социальную инфраструктуру продиктована требованиями Градостроительного кодекса и другой градостроительной документации, в отдельных случаях инвестиционными контрактами или договорами о развитии территорий или государственно-частного партнерства. Строительство социальных объектов в рамках жилой застройки — это однозначно обременение для застройщика. В подавляющем большинстве случаев социальная инфраструктура передается администрации на безвозмездной основе.

Во сколько обходится строительство социальных объектов

Для понимания специфики работы в этом направлении необходимо разобраться, во сколько обходится строительство необходимых социальных объектов и что именно передает застройщик. Прогнозная стоимость строительства в целом по стране определяется согласно Укрупненным нормативам цены строительства (НЦС). Так, минимальная стоимость строительства под ключ школы на 1100 мест оценивается в 620 млн руб.

Адресная инвестиционная программа Москвы за эти деньги предлагает построить школу только на 550 мест. Средняя стоимость строительства на одно учебное место у московских девелоперов колеблется в диапазоне от 1 млн руб. до 1,2 млн руб. за место. Это означает, что стоимость строительства московских объектов в два раза выше, чем в среднем по стране. Такое ценообразование объясняется активной позицией столичного департамента образования по включению в технологическое задание отдельных помещений для продвинутых форм обучения: это фаблабы, кабинеты робототехники и IT-полигоны с соответствующим оборудованием, интерактивные доски в каждом классе.

Тем не менее за пределами МКАД, где стоимость продажи квадратного метра значительно ниже, строительство дополнительных 2–3 тыс. кв. м становится непозволительной роскошью для застройщика. Сложно поверить, но в России до сих пор есть школы с печным отоплением и уборной на улице, а в Обнинске сейчас идет строительство первой за 25 лет школы.