Без шума и пыли: в России развернута операция по обелению рынка клининга
Рынок клининга в России — один из самых непрозрачных, хотя существует он уже 15 лет. Толчок этой отрасли дали иностранные инвесторы — IKEA, «Ашан», Metro Cash & Carry и др., которые принесли с собой уже отработанные требования и стандарты уборки. Но до прошлого года этот сегмент экономики продолжал существовать как бы сам по себе: никто не обращал внимания на происходившие там процессы и не контролировал его.
Теневые подсчеты
Неудивительно, что и в оценке емкости рынка клининга эксперты сильно расходятся. Так, по мнению аналитиков компании «Текарт», за 2017 год сегмент вырос на 4,3% и достиг 259,7 млрд руб. У специалистов Национальной ассоциации фасилити операторов (НАФО) оценки намного выше: они уверены, что оборот этого рынка за тот же период составил 360 млрд руб. (для сравнения: по данным Международной ассоциации фасилити операторов (IFMA), объем глобального рынка этой индустрии превысил в прошлом году $1 трлн).
Крупнейшими заказчиками в отрасли являются госструктуры и компании сферы ЖКХ. На них приходится 80% тендеров. Но растет и число заказов от коммерческих компаний и потенциал у российского рынка клининга, по словам экспертов, огромный — около 2,1 трлн руб. в год (см. схему). При этом потенциал рынка фасилити (комплексное управление инфраструктурой зданий) в два раза выше — 4,2 трлн руб.
Между тем в тени, по разным оценкам, остается 70–90% рынка. Всего, по данным ФНС России, в отрасли работают 8 тыс. организаций (количество больших и средних компаний оценивается в 500). Отметим, что точное число занятых в этой сфере людей неизвестно: по разным данным, оно составляет от 500 тыс. до 2 млн человек.
В сегменте используется от 60 до 90% ручного труда, а это для многих игроков соблазн сэкономить на обязательных отчислениях в социальные фонды и, соответственно, на налоговых платежах.
Виноваты закупщики
Только в этом году по инициативе российских налоговиков началась радикальная перестройка рынка клининга. Цель начавшейся масштабной поверки клининговых фирм — вывести профессиональных участников из тени, кратно увеличить налоговые поступления, прекратить применение нелегальных механизмов «налоговой оптимизации», к которым в первую очередь относятся обналичка и кривое оформление трудовых отношений, в том числе зарплаты в конвертах и привлечение нелегальных мигрантов.