Заоблачное хранилище: как развивается складской рынок для e-commerce
Доля онлайн-торговли за последние пять увеличилась практически в пять раз — до 3,5% в общем объеме розничного товарооборота, рассказали РБК Pro в Ассоциации компаний интернет-торговли. Все больше онлайн-ретейлеров арендуют склады, стремясь сделать доставку максимально быстрой. В прошлом году эксперты зафиксировали рекордный скачок спроса со стороны компаний e-commerce — более 20% сделок на складском рынке пришлось на онлайн-ретейлеров. В ближайшее время эксперты также ожидают скачок спроса на складские помещения. Этому будет способствовать не только выход на рынок новых игроков, но и ряд других факторов — развитие сегмента фулфилмент (комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки), сокращение сроков доставки и переход традиционных ретейлеров на омниканальность.
Alibaba Group, Mail.Ru, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) договорились о создании совместного предприятия — AliExpress Russia. Согласно планам Alibaba, Москва должна стать одним из ключевых мировых логистических хабов. Кроме того, недавно торговая площадка Tmall (также входит в Alibaba, работает в России с 2017 года) запустила бесплатную доставку день в день для покупателей из Москвы. В дальнейшем услуга будет доступна для других городов. «Tmall будет использовать новый склад в Подмосковье, который был открыт в мае 2018 года, для запуска быстрой доставки в крупнейшие российские города», — рассказали в компании. Первоначально услуга будет распространяться на популярную электронику и бытовую технику, а затем должна охватить остальной ассортимент торговой площадки.
Как рос рынок складской недвижимости
За последние пять лет рынок складской недвижимости России вырос почти на треть, приводит цифры региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International Элеонора Богданова. По подсчетам Colliers, среднегодовой темп прироста складских площадей с 2013 года составил около 8%. При этом рост спроса со стороны онлайн-ретейлеров оказался намного динамичнее.
«Наибольшую активность онлайн-ретейлеры проявили в 2017 году, поглотив четверть от совокупного объема спроса на московском рынке и около 10% на рынке России. В текущем году доля онлайн-ретейлеров пока не превышает 5% в Москве и регионах. Однако мы ожидаем закрытия нескольких сделок в четвертом квартале, которые повлияют на годовую долю», — говорит Богданова.
Похожую статистику приводят в агентстве S.A.Ricci. По их подсчетам, в прошлом году на долю e-commerce пришлось более 20% сделок. «Если выделять из общего числа ретейлеров онлайн-площадки, то на протяжении 2015–2016 годов их доля в совокупном спросе не превышала 5%. Однако в 2017 году нами зафиксировано существенное увеличение показателя: доля выросла до 21%, а общая занятая площадь составила чуть менее 300 тыс. кв. м», — рассказали в S.A.Ricci.
Все опрошенные эксперты отмечают, что такая динамика была связана с подписанием ряда крупных контрактов на строительство складских объектов, в том числе для ведущих онлайн-ретейлеров — компаний Wildberries и «Утконос».