Все мрачнее: почему потребительская уверенность россиян резко упала
В третьем квартале 2018 года произошло заметное ухудшение совокупных потребительских настроений российского населения: индекс потребительской уверенности (ИПУ) снизился относительно значения предыдущего квартала на 6 п.п., до отметки -14%.
На протяжении предыдущих девяти кварталов сохранялась практически непрерывная тенденция постепенного улучшения ИПУ. Хотя при этом траектория индикатора не выходила за пределы зоны отрицательных значений, с учетом ретроспективной динамики индекса параметры первых двух кварталов текущего года можно интерпретировать как близкие к «нормальным» (невысоких положительных значений индикатор достигал лишь несколько раз за двадцать лет проведения обследований, в 2007 и 2008 годах). Результат третьего квартала, несмотря на снижение относительно начала года, примерно соответствует среднему долговременному уровню ИПУ.
Основные итоги третьего квартала 2018 года:
- индекс потребительской уверенности снизился на 6 п.п., до значения -14%;
- улучшение личного материального положения за последние 12 месяцев констатировали 9% респондентов, а его ухудшение — 31% (кварталом ранее — 12 и 27%);
- улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 12% респондентов, а его ухудшения — 21% (кварталом ранее — 13 и 16%);
- позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России 14% участников опроса, негативно — 40% (кварталом ранее — 19 и 31%);
- положительных изменений в экономике России через год ожидают 16% опрошенных, отрицательных — 32% (кварталом ранее — 25 и 20%).