РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Все мрачнее: почему потребительская уверенность россиян резко упала

Маркетинг Продажи Исследования НИУ ВШЭ
Эксперты НИУ ВШЭ пытаются понять, почему при относительно благоприятной экономической ситуации россияне все угрюмее смотрят на экономику страны и свое материальное положение

В третьем квартале 2018 года произошло заметное ухудшение совокупных потребительских настроений российского населения: индекс потребительской уверенности (ИПУ) снизился относительно значения предыдущего квартала на 6 п.п., до отметки -14%.

На протяжении предыдущих девяти кварталов сохранялась практически непрерывная тенденция постепенного улучшения ИПУ. Хотя при этом траектория индикатора не выходила за пределы зоны отрицательных значений, с учетом ретроспективной динамики индекса параметры первых двух кварталов текущего года можно интерпретировать как близкие к «нормальным» (невысоких положительных значений индикатор достигал лишь несколько раз за двадцать лет проведения обследований, в 2007 и 2008 годах). Результат третьего квартала, несмотря на снижение относительно начала года, примерно соответствует среднему долговременному уровню ИПУ.

Основные итоги третьего квартала 2018 года:

  • индекс потребительской уверенности снизился на 6 п.п., до значения -14%;
  • улучшение личного материального положения за последние 12 месяцев констатировали 9% респондентов, а его ухудшение — 31% (кварталом ранее — 12 и 27%);
  • улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 12% респондентов, а его ухудшения — 21% (кварталом ранее — 13 и 16%);
  • позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России 14% участников опроса, негативно — 40% (кварталом ранее — 19 и 31%);
  • положительных изменений в экономике России через год ожидают 16% опрошенных, отрицательных — 32% (кварталом ранее — 25 и 20%).

Все компоненты ИПУ ухудшились относительно значений предыдущего квартала. Наиболее заметно вырос пессимизм населения относительно развития макроэкономической ситуации в России. Так, частные индексы фактических и ожидаемых изменений в экономике страны снизились на 8 и 13 п.п., до значений -16 и -11% соответственно. Отношение респондентов к личному материальному положению ухудшилось не так резко: частные индексы фактических и ожидаемых изменений показателя после спада на 3 и 4 п.п. остановились на отметках -12 и -6% соответственно.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился относительно предыдущего квартала на 4 п.п., до -26%, а индекс благоприятности условий для сбережений — на 2 п.п., до -35%. При этом оба указанных индикатора остались в диапазоне значений, характерных для последних двух лет.

Индекс потребительской уверенности по различным возрастным категориям

Траектория изменений потребительских настроений была абсолютно идентична во всех возрастных группах респондентов. При сохранении традиционного распределения уровня оптимизма (чем старше участники опроса, тем чаще они дают негативные оценки) ИПУ во всех группах снизился на 6 п.п. При этом совокупная потребительская уверенность населения старше 50 лет ухудшилась впервые за почти три года, в течение которых постоянное восстановление ИПУ после рекордно низкого значения первого квартала 2016 года указывало на постепенное снижение градуса пессимизма среди населения старшего возраста.

Распределение ответов на отдельные вопросы

Анализ распределения мнений респондентов относительно их личного материального положения, условий для крупных покупок и сбережений, а также ожидаемой в следующем году инфляции позволяет более детально изучить эти аспекты формирования потребительской уверенности, в значительной степени определяющие состояние платежеспособного спроса на товары и услуги со стороны населения.

Традиционно крайне малое число респондентов определенно позитивно оценили личное материальное положение, сложившиеся условия для совершения крупных покупок и формирования сбережений: доля «очень благоприятных» оценок не превышала 0,5%. Доля умеренно позитивных мнений («хорошее» положение, «скорее благоприятная» ситуация) составляла от 7 до 10,5%. Превалировали нейтральные и умеренно негативные настроения. Так, две трети респондентов оценили свое материальное положение как «среднее» и 24% — как «плохое»; 41 и 34% полагали, что в условиях для крупных покупок и сбережений плюсов и минусов одинаково, а 31 и 36% считали условия «скорее неблагоприятными». Около 2% респондентов сообщили об «очень плохом» личном финансовом положении, а определенно негативного мнения относительно условий для крупных покупок и сбережений придерживались 15 и 20% потребителей соответственно.