РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Смартфоны, соцсети, верность офлайну: как меняются привычки покупателей

Ретейл Исследования
Международная компания PwC зафиксировала, как изменилось поведение российского потребителя, и подготовила рекомендации для ретейлеров

Частота совершения онлайн-покупок в 2017 году среди почти 25 тыс. респондентов увеличилась на 7%, до 2,4 покупки в месяц, и только 10% респондентов совсем ничего не покупают онлайн.

Несмотря на цифровизацию розничной торговли, обычные магазины не уступают свои позиции. Потребители старшего поколения особенно высоко ценят возможность совершать покупки непосредственно в магазине.

Российские потребители подтвердили, что они часто совершают покупки, особенно ежедневные, в традиционных магазинах. Доля физических магазинов в общих покупательских предпочтениях остается значительной.

Офлайн-продажи превышают объемы реализации товаров в интернете, однако онлайн-торговля уже составляет значительную долю рынка, в особенности в Москве и Санкт-Петербурге.

Наиболее активно покупают онлайн потребители в возрасте 25–34 лет, которые, с одной стороны, лучше разбираются в онлайн-технологиях, чем люди старшего поколения, и, с другой стороны, могут позволить себе больше покупок, чем более молодые потребители. Интересно, что потребители в возрасте 35–44 лет более активны, чем самая молодая группа покупателей (18–24 года). И, наконец, люди старшего возраста менее активно покупают онлайн, однако несильно отстают от других групп по количеству покупок в интернете.

В 2015 году вследствие ослабления рубля доля онлайн-покупок из-за рубежа снизилась, однако в последующие два года вновь начала увеличиваться и достигла одной трети всех покупок в интернете.

Стоит отметить, что онлайн-покупки из-за рубежа не имеют жесткой привязки к определенному возрасту, уровню дохода или географии проживания потребителей.

Правительство Российской Федерации намерено ввести налог на покупки, совершенные не у российских ретейлеров. Такие меры могут помочь российским ретейлерам конкурировать с иностранными, и в конечном итоге конкурентоспособность последних будет зависеть от ставки планируемого налога.

Потребители используют смартфоны для совершения онлайн-покупок

Мобильная торговля в России становится все более популярной. В 2017 году 63% респондентов регулярно использовали смартфоны для совершения покупок (в 2015 году — 44%). Больше всего развитию данной тенденции способствуют потребители в возрасте 25–44 лет. В 2017 году доля покупателей, использующих смартфоны, внутри данной возрастной группы существенно выросла — до 69%. Более молодые покупатели (18–24 года) также задают тон (регулярно используют мобильные устройства для совершения покупок — 68% опрошенных).