РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Аутлет расправил плечи: как делать бизнес на стоках

Ретейл Статьи РБК
Вендоры всеми силами стараются распродать товар полностью, но, несмотря на это, дела у аутлетов идут в гору. «РБК Pro» решил сломать стереотипы о секторе off-price и узнал, чем он привлекает инвесторов

Торговля стоками давно превратилась в глобальный рынок со своими крупными игроками и законами. Источники формирования излишков могут быть разными: остатки коллекций, товарные запасы закрывающихся магазинов, отмененные производственные заказы, возвраты, ошибки дизайнеров и т. д.

Основная доля приходится на одежду: по оценкам зарубежных аналитиков, за последние пять лет на мировом рынке в этой категории доля продаж со скидками выросла с 15% до 22%. В развитых странах цифры значительно выше — так, французские эксперты оценивают данный показатель у себя в 40%, отмечая, что он поднялся с 25% в 2008-м. Однако вопреки стереотипу в этом не виноваты ни кризисы, ни рост формата fast fashion.

Анна Привалова, коммерческий директор Familia:

«В кризис объем стоков никак не увеличивается, а, наоборот, сокращается, потому что все максимально оптимизируются и стараются продавать до конца. Средний по рынку процент стоков — 7%. У каких-то игроков доля стока может быть чуть больше 10%, у кого-то держится на уровне 1–2%. Даже в плохие годы доля стока на рынке обычно не превышает 15%, а в благоприятные составляет до 10%. Причем на рыночную конъюнктуру больше влияет фактор погоды, чем денежный. Но когда у вендора больше 20–25% стока — это все, смерть. Кстати, тренд на fast fashion, который сейчас набирает обороты, тоже сокращает, а не увеличивает стоки. Fast fashion характерен тем, что компания каждые две недели что-то поставляет небольшими дробными партиями, пробуя тренды. И если тренд не «заходит», компания такой товар больше не производит. Это как раз сильно влияет на оптимизацию вендоров и снижение их запасов».

Остатки былой роскоши

Считается, что даже эффективные компании не могут работать без стоков. Если посмотреть официальные данные Росстата, то наибольший рост товарных запасов за последние десять лет (на 24,3%) зафиксирован в России в 2011 году. Тогда же был отмечен и более высокий рост оборота розничной торговли — на 15% по сравнению с 4–11% в предыдущие и последующие годы. Это могло быть связано с восстановлением и увеличением закупок после кризиса. Минимальный же рост товарных запасов за десятилетие (на 8,1% при инфляции в 3,06%) приходится как раз на последний год, и это может подтверждать тезис, что в неблагоприятное для экономики время стоки не растут.