РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Суперфуды и мил-киты: чего ждет российский потребитель

Ретейл Продуктовый ретейл Статьи Nielsen
Подписка на товары FMCG, мил-киты и суперфуды — это лишь часть того, что могут внедрить магазины уже сейчас. Чего ожидает потребитель от продуктовых ретейлеров, рассказали эксперты компании Nielsen

Жизнь потребителя в России ускоряется. К 2050 году, по прогнозам ООН, 83% всего населения страны будет проживать в городах-миллионниках. Сейчас Москва и Санкт-Петербург входят в топ-10 городов с самым загруженным движением в час пик. Все это приводит к тому, что потребителю нужно успевать больше за меньшее время.

Особенно сильное давление испытывают женщины: в России отмечается высокий по сравнению со среднемировым показатель их занятости в экономике (69%), и они же остаются в 52% случаев единственным лицом в семье, ответственным за домашние дела. Эти тренды, поддерживаемые высоким уровнем развития технологий в России, делают актуальным запрос на «удобные» сервисы, позволяющие сократить рутину и облегчить жизнь потребителя. Появление за последние годы новых услуг, таких как выгул собак, уборка дома, каршеринг, — не что иное, как отражение именно этого тренда.

Рынок ретейла и FMCG, конечно, также не пройдет мимо тренда на удобство. Эксперты Nielsen выделили четыре основных направления, в которых изменения будут наиболее ощутимыми.

Развитие онлайн-торговли

Российская онлайн-торговля растет быстрыми темпами: к 2025 году, по прогнозам Минпромторга, доля e-сommerce в России может вырасти до 20%. Рынок онлайн-торговли FMCG еще очень мал — не превышает 1% офлайнового оборота, — однако ряд категорий пользуется большим спросом: 35% онлайн-потребителей в России когда-либо заказывали онлайн средства по уходу за собой, 19% — товары для детей. 47% покупателей в России никогда не покупали FMCG онлайн, но планируют это сделать в ближайшее время.

Перспективы для бизнеса:

  1. Продовольственные ретейлеры продолжат выходить в онлайн. Некогда традиционные ретейлеры сегодня стали важной частью e-commerce: «Ашан», «Перекресток» и «О’КЕЙ» уже вышли на рынок онлайн-торговли FMCG. Параллельно набирают популярность сервисы — агрегаторы доставки FMCG, такие как Dostavista, Instamart и Golomago. Крупнейшим игроком на рынке доставок является Instamart, эта компания уже привлекла крупные инвестиции, а совсем недавно начала экспансию из Москвы в регионы и планирует в 2018 году достичь оборота в 1,5 млрд руб.
  2. Развитие сервисов подписки на доставку еды. Уже сейчас в США 15% респондентов имеют минимум одну подписку. В России спрос на услугу только формируется: подписки пробовали 4% россиян, но при этом 46% хотели бы оформить ее на доставку товаров повседневного спроса.
  3. Традиционным офлайн-магазинам будет сложно сравниться с e-commerce с точки зрения удобства и экономии времени, и они предпочтут использовать свое главное преимущество — выстраивать прямой потребительский опыт в торговых точках. Магазин станет выполнять функцию, скорее, шоурум, где представлены наиболее имиджевые товары. С помощью мобильного маркетинга можно улучшать и дополнять опыт покупателя, а лояльность покупателей укреплять неценовыми методами, предлагая бесплатные газеты или кофе при покупке товара в магазине.

Питание вне дома

За последние годы в России отмечается активный рост рынка фастфуда на 5–8% в год, и его доля уже достигла порядка 40–50% от всего рынка общепита, согласно исследованию РБК. Фастфуд является основной заменой традиционного питания, в том числе и домашнего, так как это быстро и доступно. Кроме того, набирает обороты формат Fast Casual (кулинария, премиальный фастфуд) — он удваивается в продажах ежегодно на протяжении последних лет. Более доступные и удобные форматы питания вне дома бросают вызов традиционному приготовлению домашней еды.