РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как изменились правила участия бизнеса в госторгах

Госзаказ Статьи РБК
Главные новшества, которые вступают в силу с 1 октября, — электронный документооборот и спецсчета в банках, которые позволят проводить торги в системе «одного окна». Выгодны ли бизнесу новые правила?
Фото:Максим Мозуль / РБК
Фото: Максим Мозуль / РБК

Поправки к 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), предложенные правительством в конце декабря 2017 года, — один из этапов масштабной реформы госзаказа. Еще с 2013 года государственные и муниципальные учреждения обязаны не менее 15% от объема закупок осуществлять у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. С 2016 года 223-ФЗ обязал госкомпании с годовой выручкой более 2 млрд руб. делать 18% закупок у малых предпринимателей, а в ноябре 2017 года Дмитрий Медведев подписал постановление, снижающее порог выручки компаний, которые должны привлекать к выполнению тендеров малый и средний бизнес, до 500 млн руб.

Нынешний этап проходит под флагом автоматизации: с 1 января 2019 года торги на физических площадках вместе с бумажными документами уйдут в прошлое, а между исполнителем и заказчиком появится буфер — банк, который будет держать средства клиентов на спецсчетах и предоставлять площадкам необходимое обеспечение (эти счета участники торгов должны открыть до 1 октября текущего года). Таким образом, госзакупки начнут работать по принципу «одного окна»: вместо того, чтобы заключать договоры с каждой электронной площадкой, на которой проходят интересующие предпринимателя торги, он заводит один банковский счет, а работу с площадками берет на себя банк. Кроме того, закон избавляет от необходимости предоставлять денежное обеспечение для тендеров до 1 млн руб. Это, по мнению ряда экспертов, может существенно увеличить процент малого бизнеса среди участников торгов.

Зачем нужна реформа

1. Обелить процесс торгов. По мнению законодателей, перевод процедуры торгов в онлайн и внедрение электронного документооборота должны сделать процесс проведения аукционов более прозрачным. «Перевод закупок в цифровой вид с сохранением публичности и открытости — это системно правильно», — считает Михаил Щетинин, руководитель тендерного отдела аудиторско-консалтинговой компании «КСК групп». По словам Александра Лещинского, основателя переводческой компании Effectiff и облачного сервиса Cloud Interpreter, «аналоговая» система проведения торгов поощряла целый ряд нарушений. «Это и откаты, и сознательное использование орфографических ошибок, что позволяет спрятать нужные объявления от «посторонних» поставщиков, и невыполнимые требования или формулирование условий заявки так, что она оказывается заточена лишь под одного поставщика, и подтасовка котировок, и поручительство, которое является и своеобразной формой взятки», — перечисляет он.