Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно

Большое будущее малого формата: что ждет дискаунтеры и мини-супермаркеты

Ретейл Маркетинг Продажи Менеджмент Статьи Nielsen
Обороты небольших магазинов растут в семь раз быстрее, чем других каналов продаж. Сейчас на их долю приходится семь из десяти походов в магазин и 26% всех покупок. О том, как будут развиваться небольшие супермаркеты, рассказали эксперты компании Nielsen

Форматы малых магазинов переживают возрождение: на них приходятся семь из десяти походов в магазин и 26% продаж в денежном выражении почти во всех регионах, кроме Ближнего Востока и Африки. Ежегодные темпы роста оборота в этом канале находятся на уровне 14% при 2–2,5% в других форматах. Компания Nielsen совместно с Coca-Cola Retailing Research Council выпустила отчет, в котором исследуется состояние и будущее малых форматов торговли в ряде стран — России, ОАЭ, Турции, ЮАР, Бельгии и Испании. Под малыми понимаются шесть форматов: небольшие по площади супермаркеты, являющиеся частью сети из более крупных форматов; дискаунтеры в удобных локациях; специализированные магазины (алкогольные, продовольственные и др.); отдельные небольшие магазины; магазины у дома, которые помогают удовлетворять моментальные потребности, и магазины при АЗС.

Что влияет на развитие малых форматов

  • Урбанизация. Сегодня, по данным ООН, в городах живет 54% мирового населения, к 2050 году этот показатель вырастет до 66%. Горожане меньше ездят на автомобилях, живут в более компактных квартирах, где не всегда есть место для хранения продуктов. Городскому жителю проще зайти в магазин на первом этаже его дома или офиса, чем ехать в гипермаркет и покупать товары впрок.
  • Уменьшение размера домохозяйств. Сейчас наблюдается тенденция вступать в брак гораздо позже. Все больше людей живут одни — это относится как к молодым, так и к пожилым. Маленькие домохозяйства меньше готовят, им не нужно много продуктов. Сосредоточенность молодежи на карьере приводит к более высокому уровню располагаемых доходов, чем у других групп населения. Для таких потребителей малые форматы магазинов становятся рациональным выбором.
  • Популярность питания вне дома. Увеличение занятости на работе приводит к тому, что потребители стремятся избавиться от хлопот по дому и инвестировать свободное время в досуг. Возможность съесть то, что нравится, там, где это удобно, и по приемлемой цене все больше ценится занятыми горожанами. Малые магазины с оборудованным местом для перекуса как раз предлагают такое решение.
  • Увеличение проникновения смартфонов влияет на все форматы торговли — и в части удобства платежей, и в части нового способа коммуникации с потребителями через приложения, уведомления и т. д. Для малых магазинов смартфоны означают возможность сократить время совершения покупок (что важно для тех, кто живет «на бегу»), а также организовать доставку в удобное для потребителя место.

Как завоевать потребителя?

Сегодня рост малых форматов обеспечивается благоприятными внешними условиями, но что поможет отдельным магазинам или сетям завоевать преимущество перед другими тогда, когда сегмент будет близок к насыщению?