РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Стол, стул и чашка кофе: как открыть коворкинг

Недвижимость Инструкции РБК
Московский рынок коворкингов — в разы меньше, чем в других мировых столицах. Занять свободную нишу готовится один из крупнейших глобальных игроков. Как рассказали эксперты S. A. Ricci, доходность такого бизнеса может достигать 40% в год

В 1995 году в Берлине появилось пространство, ставшее прообразом современных коворкингов. Это был первый хакерспейс в мире под названием С-base. Пространство предназначалось для совместной работы IT-специалистов, которые могли обмениваться опытом и делиться друг с другом профессиональными знаниями. Сама организация была некоммерческой.

Первые коммерческие коворкинги открылись в 2005 году в Сан-Франциско и Лондоне. В британской столице это был Impact-hub, ставший сегодня уже крупной сетью с более чем 60 точками в разных странах. Сейчас в мире насчитывается более 15 тыс. коворкингов, и их количество растет с каждым годом. Число коворкингов в составе крупных международных сетей измеряется сотнями, например, сеть Spaces насчитывает 200 пространств, WeWork — около 400.

В Нью-Йорке сеть WeWork является вторым крупнейшим арендатором офисных площадей в городе (общая площадь коворкингов около 250 тыс. кв. м), уступая лишь банковскому гиганту JP Morgan Chase.

На российском рынке из международных сетей сегодня представлена только компания Regus.

В России основная часть коворкингов сконцентрирована в Москве: здесь находится около 140 таких площадок с 9 тыс. рабочих мест. Всего в столице представлено 11 сетей, которые управляют 30% от общего числа коворкингов. Совокупная площадь московских коворкингов составляет 75 тыс.кв. м, что на фоне общего предложения московского рынка офисной недвижимости (превышающего 15 млн кв. м) выглядит достаточно скромно — всего 0,5%.

Основное преимущество коворкингов перед классической арендой заключается в том, что они предлагают различные вариативные тарифы. Место в коворкинге можно арендовать на день, неделю, месяц или даже на час. Минимальный заявленный часовой тариф составляет 60 руб. — в эту стоимость включены рабочий стол в общем пространстве, пользование интернетом, доступ к кофе-пойнту. Помимо краткосрочной аренды рабочих мест возможна покупка абонементов с фиксированным количеством рабочих дней/часов в течение месяца или года. Наиболее востребованной опцией остается месячная аренда рабочего места, минимальная ставка в этом случае — 3 тыс. руб. (стоимость незакрепленного места в бюджетном коворкинге). В среднем на рынке ставка на рабочее место составляет 12 тыс. руб. в месяц, в коворкингах бизнес-класса — не менее 20 тыс. руб.

Как открыть коворкинг

Первое, с чем сталкивается инвестор/собственник, желающий открыть коворкинг, — это создание управляющей компании. Встает вопрос: развивать собственную УК или привлечь профессионального оператора. Привлекая профессиональных игроков, инвестор может использовать накопленный оператором опыт и его каналы продаж. Однако в этом случае средства на оплату услуг УК следует заранее заложить в бюджет. На сегодняшний день на рынке коворкингов еще нет устоявшихся финансовых условий взаимодействия между собственником помещений/инвестором и оператором. Но принципы формирования финансовых взаимоотношений схожи с гостиничным рынком — доход оператора привязывается к выручке и/или прибыли.