РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Красота по-русски: как зарабатывать на отечественной косметике

Ретейл Косметика Продажи Статьи РБК
Российский рынок косметики стремительно меняется: сокращается импорт, растет экспорт. Глобальные тренды, перспективные ниши и новые возможности, открывающиеся в этой непростой и закрытой сфере, — в обзоре «РБК Pro»

Как устроен мировой рынок косметики и парфюмерии

Мировой бьюти-рынок оценивается в €200 млрд в год, почти половина от него контролируется шестью производителями. В 2017 году рост составил около 5%, лидер рынка компания L'Oreal показала рекордную маржу — 18%.

Больше всего косметики потребляют страны Азии: на них приходится около 37% мировых продаж. Рынок Восточной Европы примерно в три раза меньше рынка Европы Западной: 6% против 18% (при соотношении населения 47% к 53%).

Основные мировые тренды:

  • рост продаж через интернет (+24% за 2017 год). Всего на интернет-продажи приходится уже 10% рынка;
  • рост спроса на косметику класса люкс. При общем росте рынка в 4–5% рынок люксовой косметики прибавил в 2017 году 8,5–9,5%. Основной драйвер — Азия;
  • рост спроса на профессиональную косметику и косметику для ухода за кожей.

Самая крупная сделка последних лет на мировом рынке — покупка компанией Coty сразу 43 брендов P&G в 2016 году за $15 млрд (с учетом долга).

Секретный ингредиент

  • Косметика состоит из трех основных компонентов — активного вещества, формообразующего (например, эмульгатора) и рекламного (витамины, протеины и пр.).
  • Мировой рынок производства сырья, которое выпускают химические заводы, отличается фрагментированностью: на рынке душистых смесей лидируют одни компании, активных веществ — другие, эмульгаторов — третьи.
  • Производимые продукты используются не только на бьюти-рынке, но и в сферах, казалось бы, от него далеких. К примеру, крупнейшими мировыми производителями ароматизаторов и отдушек являются компании Givaudan, Firmenich и IFF. Суммарно их продажи превышают €10 млрд в год, они контролируют около половины своего рынка. Однако эти компании также производят ароматизаторы и для бытовой химии, и для продуктов питания.
  • Другой пример — компания BASF SE, которая является крупнейшим производителем химических продуктов в мире. В 2017 году ее оборот составил €64,5 млрд, из которых около €5 млрд пришлось на косметические ингредиенты (сare сhemicals, данные отчетности).
  • Производители сырья для косметики зависят от колебания цен на ингредиенты, в частности на пальмовое/пальмоядровое, кокосовое и касторовое масла.

Российский бьюти-рынок: не родись красивой

До кризиса объем российского рынка оценивался в среднем в 3% от мирового, по новым данным — только в 2,5%. Таким образом, весь российский рынок косметики — это меньше одной пятой глобальной выручки L'Oreal. При этом за последний год он показал небольшое снижение в стоимостном выражении.

Если соотнести эти цифры с данными ФТС об объемах импорта, то доля ввозимой косметики составляет более 60%. Это не значит, что оставшиеся 40% контролируются местными производителями — иностранные компании давно развивают заводы в России. Лидером здесь также является L'Oreal, которая работает в нашей стране с 1980-х годов. Компания не раскрывает свою долю рынка, но, исходя из ее локальной выручки в 60 млрд руб. (данные, озвученные прессе), можно предположить, что она составляет около 15%. Помимо четверки мировых лидеров в России сильны позиции компаний, работающих через прямые продажи — Avon и Oriflame, а также Beiersdorf AG (Nivea).