РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Пять источников роста на рынке FMCG России

IT Интернет-торговля Статьи РБК
Что делать сегодня, чтобы быть релевантным для потребителя в ближайшие пять — десять лет? «РБК.Отрасли» публикуют отчет компании Nielsen, в котором эксперты рассказывают о главных трендах развития рынка потребительских товаров

«Будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено» — эта известная фраза писателя-фантаста Уильяма Гибсона не потеряет актуальности, наверное, никогда. Задача проецировать место своего бизнеса в неравномерно распределенном будущем стоит перед каждым руководителем. Что делать сегодня, чтобы остаться релевантным рынку завтра? Ваши сегодняшние потребители могут не быть вашими потребителями завтра, а источники роста, которые дают результаты сегодня, завтра могут иссякнуть.

Волатильность российского рынка может ограничивать точность прогнозов развития сектора товаров повседневного спроса, однако ряд актуальных макроэкономических и социальных трендов указывает на общее направление развития.

В этом отчете мы говорим об основных факторах, задающих траекторию развития российского рынка товаров повседневного спроса в России в перспективе пяти — десяти лет, выделяем драйверы изменений и очерчиваем пять наиболее вероятных сценариев для индустрии ретейла и FMCG.

Стабильность или стагнация 

Экономика России впадает в стагнацию: согласно прогнозам Министерства экономического развития России, в ближайшие годы рост ВВП будет составлять 2,2–2,3% при годовой инфляции на уровне 4%. Ожидается, что уже в 2018 году реальные доходы населения выберутся из отрицательной зоны, но будут восстанавливаться до докризисного уровня в течение пяти лет, отыгрывая падение 2015–2017 годов.

Говорить о стагнации на российском рынке дает основание не только слабая динамика потребительских доходов, но и фундаментальные демографические тенденции. Население России к 2025 году сократится: по среднему варианту прогноза Росстата — на 1–2 млн человек, по данным The Economist Intelligence Unit — на 4 млн. Возрастная структура сместится в сторону старших поколений: к 2025 году каждый третий житель России будет относиться к возрастным группам 50–65 лет или 65+. Вместе с тем слой наиболее экономически активного населения — в возрасте от 20 до 64 лет — сократится с 65% до 58%. Представители этой категории не только смогут обеспечивать большее количество пожилых людей и детей, чем их предшественники, но и работать дольше (Россия с большой вероятностью последует путем стран Европы и повысит пенсионный возраст). Эти же потребители ощутят на себе общий рост экономического давления: регулярно возобновляются дискуссии о повышении НДС и налога на доходы физических лиц.

Несмотря на консервативную динамику общеэкономических и демографических трендов, отдельные точки роста в ближайшие пять — десять лет все же просматриваются.

Находить скрытый потенциал

Процесс урбанизации, который разворачивается в стране, особенно динамично проявляется в увеличении численности населения российской столицы. Согласно Институту Генплана Москвы, к 2025 году здесь будет проживать 25 млн человек, этот город останется самым крупным мегаполисом Европы. По прогнозам McKinsey Global Institute, Москва войдет в топ-10 городов мира по количеству домохозяйств с доходами выше $20 тыс. в год. Большинство «суперпотребителей» захотят жить именно здесь. Их ускоренный ритм жизни продиктует предельный запрос на удобство во всех аспектах потребления.