РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Шоколад c горчицей: как продавать еду на экспорт

Пищевая промышленность ВЭД Статьи РБК
Дешевый рубль и поддержка со стороны государства открывают новые возможности для экспорта продовольствия. «РБК.Отрасли» выяснили, какие российские продукты востребованы за рубежом и как преодолевать барьеры на пути к полкам заграничных магазинов

Благодаря росту цен на мировом рынке и расширению географии поставок объемы экспорта российского продовольствия растут уже несколько лет подряд, устанавливая один рекорд за другим. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), в первом квартале 2018 года они составили $4,9 млрд, что на 24% больше аналогичного периода прошлого года. По некоторым позициям объемы поставок выросли более чем в два раза. Правда, во многих случаях это объясняется эффектом низкой базы.

Сырьевое проклятье

Специфика российского продуктового экспорта в том, что основную его долю составляют сырьевые продукты. За 2017 год при физическом объеме примерно в 65 млн тонн в денежном выражении его объем составил около $20,7 млрд, то есть средняя цена вывозимого из России продовольствия всего лишь около $0,3 за 1 кг. При этом эксперты единодушны в том, что перспективы у экспорта продовольствия большие, включая категории продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз»:

«Наш экспорт огромен – более 60 млн тонн — но дешев, так как основная его часть приходится на сырье (зерновые, бобовые, рыбу). На данный момент готовые продукты питания составляют около 10% российского экспорта. При этом по зерну мы сильно зависимы от урожая — на протяжении последних лет он рекордный, но не стоит забывать, что так было и будет не всегда. По масличным, несмотря на большой потенциал в переработке, мы также ограничены севооборотом. Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке в будущем, нам необходимо делать ставку на экспорт готовой продукции».

Евгений Ляшенко, генеральный директор группы компаний «ЭФКО»:

«Российские продукты питания ценятся во всем мире как натуральные и экологически чистые. При этом российские системы контроля качества и требования в части производства продуктов питания, масложировой продукции не уступают европейским. Но, к сожалению, даже у нас в стране не все это знают. Безусловно, на мировом рынке многое зависит от рыночной конъюнктуры и некоторые рынки останутся для России закрытыми по политическим причинам, но с другой стороны, многое зависит от политической воли присутствовать на этих рынках и от работы нашего правительства. Экспортный потенциал России колоссален».

География экспорта

Сегодня география российского агропромышленного экспорта выглядит так:

  • страны СНГ — 25%;
  • Ближний Восток — 19,5%;
  • Восточная Азия — 19%;
  • страны Африки — 17%;
  • Европа — 12%;
  • Северная и Латинская Америка — менее 1%;
  • другие — 6,5%.

Если смотреть по конкретным странам, то основные покупатели — это Египет, Китай, Турция и Республика Корея (последняя преимущественно для перепродажи в Японию). В основном их интересует сырье: Египет и Турция импортируют пшеницу, Китай и Корея — мороженую рыбу. Однако постепенно номенклатура продовольственного экспорта из России расширяется: к примеру, с 2017 года Египет начал покупать рафинированный сахар и шоколад с начинкой, Турция — шоколад без начинки, злаковые хлопья и фундук, Южная Корея — филе сельди. Китай в 2018 году впервые импортировал российскую горчицу.

Перспективные направления

Китай — наше все

Самым перспективным рынком сбыта из вышеперечисленных является Китай со своим огромным продовольственным импортом: только пива он ежегодно закупает на сумму более $500 млн. Однако тем острее конкуренция за этот рынок — на Россию приходится всего около 1% китайского несырьевого экспорта. Основным поставщиком ракообразных в Китай является Канада, ячменя — Австралия, подсолнечного масла — Украина, кормов для животных — США, меда — Новая Зеландия и т. д. Все перечисленные позиции экспортируются и Россией.