РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

7 новых торговых форматов, которых пока нет в России

Ретейл Статьи РБК
Магазины для пожилых людей, магазины-кухни, магазины экспериментальных товаров — «РБК.Отрасли» рассказывают о новых торговых форматах, запущенных гигантами глобальной розницы или западными стартапами, но пока не вышедших на российский рынок.

1. Сеть магазинов Pop-Up

Пример: Chronostock (Бельгия и Франция) 

Формат Pop-Up Store («всплывающий магазин») известен давно — суть его в том, что магазин открывается на ограниченный срок, от нескольких дней до нескольких месяцев, но становится (усилиями маркетологов) настоящим событием. С целью продвижения своих товаров необычные магазины Pop-Up представляли многие известные бренды: Marc Jacobs, Louis Vuitton (знаменитые магазины в форме чемоданов, в том числе и в России), аdidas (магазин в форме коробки из-под кроссовок в Лондоне), H&M (магазин на пляже в Голландии в виде кабинки для переодевания), Uniqlo (светящийся куб в Нью-Йорке) и многие другие.

В Европе уже работают компании, полностью специализирующиеся на временной торговле, — вроде бельгийской сети Chronostock, которая считается там лидером формата, хотя контрольный пакет акций компании недавно был оценен всего лишь в €200 тыс. Компания выбирает пустующие торговые помещения и арендует их на срок до шести месяцев, устраивая там мини-аутлеты известных брендов. Их специализация при этом может быть разной: мелкая бытовая техника, товары для дома и кухни, игрушки, вина, текстиль и так далее. За все время существования компания открыла (и закрыла) 280 магазинов, единовременно у нее сейчас работает около десяти точек в Бельгии и Франции.

2. Одежный дискаунтер

Пример: Primark (Ирландия, Великобритания, Испания, Португалия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Италия, Франция) 

Кажется, что ниша недорогой одежды давно занята H&M, Zara и Uniqlo, работающими в формате fast fashion. Однако на рынок выходят новые ретейлеры, по сравнению с которыми все три перечисленные марки кажутся уже дорогими, — вроде сети ирландского происхождения Primark, принадлежащей компании Associated British Foods (владелец бренда чая Twinings). В Европе сеть Primark, которая включает более 350 магазинов, становится сегодня новым нарицательным именем для одежды по низким ценам: джинсы там будут стоить примерно 10 £/€, а самая дорогая куртка — около 25. Стоимость товара в данном случает становится главным аргументом и пишется на большой ламинированной табличке, из-за чего никто не ищет ее на ценниках, а покупатели осаждают эти магазины толпами. Обновляя коллекции несколько раз в день, Primark позиционирует себя уже не как fast fashion, а как up-to-the-minute fashion. И пока H&M стагнирует, прибавляя в выручке по 4% в год, и закрывает магазины, выручка Primark растет на 15–20%. Не случайно шведский гигант подхватил идею и уже открыл первый магазин своей новой марки off-price Afound в Мальме.

3. Магазин минимального потребления

Пример: Franprix (Франция и Бельгия)