Как обустроить офис
Офис мечты
Сотрудники предъявляют все больше требований к тому, как организована их рабочая среда: они хотят работать не в кабинетах, а в гибких эко-пространствах. И работодатели пытаются угодить им, так как борьба за талантливых сотрудников ожесточается. Сотрудники любого возраста хотят иметь в офисе зоны для общения, встреч и занятий спортом, тихие пространства для работы. Однако у представителей разных возрастов не все требования одинаковы. Например, для сотрудников в возрасте от 18 до 24 лет и от 41 года до 55 лет также важно иметь возможность персонально настроить себе освещение и кондиционирование на рабочем месте, а сотрудников в возрасте от 25 до 40 лет беспокоит наличие эргономичной мебели и зеленых зон.
Компания CBRE изучила все составляющие офиса и бизнес-центра, которые важны для сотрудников разного возраста и будущих сотрудников — студентов. Последние, например, очень внимательны к планировкам офисов: 58% хотят работать в гибких рабочих пространствах.
Чувствуйте себя как дома
Проектируя офис, стоит учитывать, что большинство кандидатов на рынке труда составляют миллениалы (Y, или «игреки»), родившиеся в период между 1980 и 2000 годами. Они, как правило, не заинтересованы в фултайме и предпочитают работать в гибком графике или удаленно. Если миллениалы соглашаются на работу в офисе, то это должен быть «офис мечты». Например, в штаб-квартире Google есть не только спортзалы и прачечная, но и приставки, игровые комнаты и бесплатная еда, в том числе алкоголь, а в офис и Red Bull представляет собой пять объединенных между собой пабов. В Россию тренд на «одомашнивание» офиса пришел с запозданием. Поэтому не все работодатели понимают, как его подхватить. Елена Полухина, руководитель отдела коммерческой недвижимости ГК Stone Hedge, рассказывает, как компании спроектировать офис, чтобы «продать» вакансию соискателям.
«Умные» технологии для офиса
Через десять лет 8–13% сотрудников во всем мире, включая старшее поколение, будут работать в гибких и технологичных рабочих пространствах, по прогнозам Regus. Но что означает эта «гибкость»? Отсутствие пустых, неиспользуемых зон в офисе. Компания должна иметь возможность увеличивать полезные площади в зависимости от своих нужд. Тогда при необходимости нанять пять программистов под конкретный проект искать дополнительное помещение не придется.
Технологичность подразумевает использование новейших устройств, такие как интегрированная мультимедийная система и сценарное освещение в переговорных. Очевидно, что банку не обойтись без биометрической системы контроля доступа, но нужны ли дорогие ноу-хау небольшим компаниями или им достаточно встроенных USB-зарядок и Wi-Fi? Какие изменения рабочего пространства уместны, объясняет Стивен Ньюман, гендиректор Q1 Group.
О чем важно знать при выборе офисного пространства
Что мешает офису быть идеальным? Неудачные планировки. Мария Борисова, директор по развитию компании CFC рассказывает, о чем стоит задуматься будущим арендаторам при выборе офиса. Например, плохо, когда интерьер офиса построен только с учетом численности персонала, а не задач. Хорошо, когда в офисе есть разные рабочие зоны. Экономичность планировок сегодня достигается за счет их модульности. В открытом офисе (open space) принято выделять минимальные функциональные ячейки, которые оснащаются всеми необходимыми инженерными системами. Если сотрудникам понадобились дополнительная переговорная или личный кабинет, модуль при помощи перегородок можно выделить в отдельное помещение.
Все сложно: нужен ли вам экоофис
Помимо гибкости среди компаний есть тренд на экологичность офисного интерьера. В экоофисах в России уже работают сотрудники международных (JLL, Marks & Spencer, Siemens, Decathlon, Procter & Gamble и многие другие) и крупных отечественных компаний (Сбербанк, «Роснефть», «Газпром нефть», Mail.Ru и «Яндекс»). Очевидно, что в «зеленый офис» легче привлечь лучших сотрудников, он повышает корпоративный имидж компании.
Однако Стивен Ньюман, гендиректор Q1 Group, предостерегает: компании часто путают экоофис с обычным офисом, в котором использованы модные дизайн-решения в виде фитостен или зон для спортивной активности. Экоофис — это сложная система, а не маркетинговая «упаковка» с декоративной функцией. Экоофис сочетает в себе особые материалы, технологии и, главное, философию разумного потребления (отказ от пластика, экономия воды, света, использование датчиков и т.д). И это недешево. Стивен Ньюман помогает разобраться, нужен ли вашей компании экоустойчивый офис.
Опасен для здоровья: кейс WeWork
Если сэкономить на «зеленых» технологиях в офисе еще можно, то на мебели точно не стоит. Показательна история фак-апа сети коворкингов WeWork. Компания разработала телефонные будки, чтобы работники открытого офиса могли уединиться во время телефонного разговора, и устанавливала их в офисы заказчиков. Вице-президент WeWork Лиз Бероу хвастался журналистам: «Мы потратили на них уйму денег, и они так популярны, что нам стоит построить такие же кабинки в собственных офисах».
Ярмарка тщеславия продолжалась, пока сотрудники подразделения UBS по управлению частными капиталами в Вихокене, штат Нью-Джерси, не начали замечать странный запах. Руководство банка обратилось к специальной компании, чтобы та исследовала премиальные кабинки. Оказалось, что они опасны для здоровья сотрудников. Чем закончилась история, читайте в материале Bloomberg.