РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как обустроить офис

Недвижимость Офисы HR Подборки РБК
Если людям комфортно на работе, то их продуктивность может расти на 30%. В первую очередь такой офис должен быть гибким, открытым и технологичным. Работодателям это на руку, но не знают, с чего начать трансформацию офиса
Фото:Nastuh Abootalebi / Unsplash
Фото: Nastuh Abootalebi / Unsplash

Офис мечты

Сотрудники предъявляют все больше требований к тому, как организована их рабочая среда: они хотят работать не в кабинетах, а в гибких эко-пространствах. И работодатели пытаются угодить им, так как борьба за талантливых сотрудников ожесточается. Сотрудники любого возраста хотят иметь в офисе зоны для общения, встреч и занятий спортом, тихие пространства для работы. Однако у представителей разных возрастов не все требования одинаковы. Например, для сотрудников в возрасте от 18 до 24 лет и от 41 года до 55 лет также важно иметь возможность персонально настроить себе освещение и кондиционирование на рабочем месте, а сотрудников в возрасте от 25 до 40 лет беспокоит наличие эргономичной мебели и зеленых зон.
Компания CBRE изучила все составляющие офиса и бизнес-центра, которые важны для сотрудников разного возраста и будущих сотрудников — студентов. Последние, например, очень внимательны к планировкам офисов: 58% хотят работать в гибких рабочих пространствах.

Какой офис сотрудники считают идеальным и что их раздражает
Недвижимость Офисы Исследования РБК
Фото:Kiyoshi Ota / Bloomberg

Чувствуйте себя как дома

Проектируя офис, стоит учитывать, что большинство кандидатов на рынке труда составляют миллениалы (Y, или «игреки»), родившиеся в период между 1980 и 2000 годами. Они, как правило, не заинтересованы в фултайме и предпочитают работать в гибком графике или удаленно. Если миллениалы соглашаются на работу в офисе, то это должен быть «офис мечты». Например, в штаб-квартире Google есть не только спортзалы и прачечная, но и приставки, игровые комнаты и бесплатная еда, в том числе алкоголь, а в офис и Red Bull представляет собой пять объединенных между собой пабов. В Россию тренд на «одомашнивание» офиса пришел с запозданием. Поэтому не все работодатели понимают, как его подхватить. Елена Полухина, руководитель отдела коммерческой недвижимости ГК Stone Hedge, рассказывает, как компании спроектировать офис, чтобы «продать» вакансию соискателям.

Елена Полухина «Одомашнивание»: как ваш офис может помочь (или нет) удержать сотрудников
Недвижимость Офисы HR Статьи РБК

«Умные» технологии для офиса

Через десять лет 8–13% сотрудников во всем мире, включая старшее поколение, будут работать в гибких и технологичных рабочих пространствах, по прогнозам Regus. Но что означает эта «гибкость»? Отсутствие пустых, неиспользуемых зон в офисе. Компания должна иметь возможность увеличивать полезные площади в зависимости от своих нужд. Тогда при необходимости нанять пять программистов под конкретный проект искать дополнительное помещение не придется.
Технологичность подразумевает использование новейших устройств, такие как интегрированная мультимедийная система и сценарное освещение в переговорных. Очевидно, что банку не обойтись без биометрической системы контроля доступа, но нужны ли дорогие ноу-хау небольшим компаниями или им достаточно встроенных USB-зарядок и Wi-Fi? Какие изменения рабочего пространства уместны, объясняет Стивен Ньюман, гендиректор Q1 Group.

Как повысить эффективность сотрудников за счет трансформации офиса
Недвижимость Офисы Статьи РБК
Фото:Startup Stock Photos / Pexels

О чем важно знать при выборе офисного пространства

Что мешает офису быть идеальным? Неудачные планировки. Мария Борисова, директор по развитию компании CFC рассказывает, о чем стоит задуматься будущим арендаторам при выборе офиса. Например, плохо, когда интерьер офиса построен только с учетом численности персонала, а не задач. Хорошо, когда в офисе есть разные рабочие зоны. Экономичность планировок сегодня достигается за счет их модульности. В открытом офисе (open space) принято выделять минимальные функциональные ячейки, которые оснащаются всеми необходимыми инженерными системами. Если сотрудникам понадобились дополнительная переговорная или личный кабинет, модуль при помощи перегородок можно выделить в отдельное помещение.

Что мешает офису стать идеальным: от света до слип-бокса
Недвижимость Офисы Статьи РБК
Фото:Marc Mueller / Pexels

Все сложно: нужен ли вам экоофис

Помимо гибкости среди компаний есть тренд на экологичность офисного интерьера. В экоофисах в России уже работают сотрудники международных (JLL, Marks & Spencer, Siemens, Decathlon, Procter & Gamble и многие другие) и крупных отечественных компаний (Сбербанк, «Роснефть», «Газпром нефть», Mail.Ru и «Яндекс»). Очевидно, что в «зеленый офис» легче привлечь лучших сотрудников, он повышает корпоративный имидж компании.
Однако Стивен Ньюман, гендиректор Q1 Group, предостерегает: компании часто путают экоофис с обычным офисом, в котором использованы модные дизайн-решения в виде фитостен или зон для спортивной активности. Экоофис — это сложная система, а не маркетинговая «упаковка» с декоративной функцией. Экоофис сочетает в себе особые материалы, технологии и, главное, философию разумного потребления (отказ от пластика, экономия воды, света, использование датчиков и т.д). И это недешево. Стивен Ньюман помогает разобраться, нужен ли вашей компании экоустойчивый офис.

В красивой «обертке»: как отличить фальшивый экоофис от настоящего
Недвижимость Офисы Статьи Q1 Group
Фото:Marc Mueller / DPA / ТАСС

Опасен для здоровья: кейс WeWork

Если сэкономить на «зеленых» технологиях в офисе еще можно, то на мебели точно не стоит. Показательна история фак-апа сети коворкингов WeWork. Компания разработала телефонные будки, чтобы работники открытого офиса могли уединиться во время телефонного разговора, и устанавливала их в офисы заказчиков. Вице-президент WeWork Лиз Бероу хвастался журналистам: «Мы потратили на них уйму денег, и они так популярны, что нам стоит построить такие же кабинки в собственных офисах».
Ярмарка тщеславия продолжалась, пока сотрудники подразделения UBS по управлению частными капиталами в Вихокене, штат Нью-Джерси, не начали замечать странный запах. Руководство банка обратилось к специальной компании, чтобы та исследовала премиальные кабинки. Оказалось, что они опасны для здоровья сотрудников. Чем закончилась история, читайте в материале Bloomberg.

Токсичная экономия: как интерьер от WeWork оказался опасным
Дизайн Закупки Менеджмент Статьи Bloomberg
Фото:Kate Munsch / Reuters

Дата обновления: 20 августа 2020