Как правильно ставить цели

Руководство к бездействию
Прокрастинация — враг продуктивности: прокрастинирующий человек ставит цели, но оттягивает их выполнение или не выполняет вовсе. Но психолог Адам Грант убежден, что быть прокрастинатором в меру — верный путь к креативности. Как правило, идеи, которые приходят в голову сразу после получения заданий, самые очевидные. Но, если слегка отвлечься, есть шанс придумать что-то нестандартное. Однако, чтобы дедлайн не застал врасплох и не пришлось в спешке реализовывать самую простую идею, Грант советует создавать обязательства — выделять на выполнение цели немного времени, но регулярно. Он также объясняет, чем опасна другая крайность — прекрастинация.
Лидер и племя
Теперь сложнее освоить что-то новое в одиночку, и, чтобы выжить, необходимо работать в группах и командах, да и в целом людям свойственно сбиваться в «племена» и выбирать себе лидеров. «Найдите правильных людей, сформулируйте ценности компании и только после этого решайте, куда вы будете двигаться все вместе», – уверен Дэйв Логан, американский эксперт по построению эффективной производственной культуры. Он называет корпоративными «племенами» неформальные группы, складывающиеся внутри подразделений или отделов и состоящие из команд менее 20 человек. Логан рассказывает, как определить тип племени, или уровень развития корпоративной культуры, и как, следя за вехами в развитии группы, хороший лидер может сплотить членов «племени» и вести их вперед, к «великим целям» и в то же время добиться величия для себя.
Стратсессия на отлично: пять правил от Bain &Company
Для обсуждения важных бизнес-вопросов и определения целей лидерам компании нужны стратегические сессии. Стратегическое планирование — это постоянный процесс, который должен всегда оставаться понятным, актуальным и вдохновляющим для каждого сотрудника компании. Общее видение основателя, возникшее в самом начале пути, со временем перерастает в гибкую структуру принципов, целей и задач, поддающуюся анализу и коррекции.
Менеджер московского офиса Bain & Company Ирина Куликова сформулировала пять правил, которые помогут эффективно подготовиться к стратсессии.
Формула мотивации для бэк-офиса
Больше не всегда лучше, особенно когда речь идет о задачах и KPI для бэк-офиса. Деятельность юриста, кадровика, бухгалтера — это регулярные, повторяющиеся процессы, сопровождающие основной операционный цикл в компании. Для рядовых сотрудников бэк-офиса нельзя вводить количественные показатели, считает Наталья Баранова, эксперт по корпоративным финансам и рискам. Она рассказывает, что такое слагаемые формулы мотивации и какие KPI поставить рядовому работнику бэк-офиса или руководителю отдела, чтобы считать показатели для любого периода было просто, а их смысл стал понятен сотрудникам.
Когда все идет не по плану
На эффективность команды влияют профессиональные знания, навыки и отношение каждого из участников к тому, что он делает. Так вот реальная причина выполнения или невыполнения целей обычно — отношение к делу. Отношение сотрудников проявляется ко всему — к целям, ресурсам компании, клиентам, коллегам и времени. Владимир Герасичев и Михаил Москотин из компании Business Relations считают, что доля выполненных целей по отношению к невыполненным — это индикатор наличия или отсутствия разрывов между руководством и сотрудниками. Важно совместно обсуждать цели. Чем больше руководитель общается с сотрудниками и чем реальнее поставленные цели, тем скорее команда выполнит план.
Побочный эффект бонусов
Однако цели нужно ставить осторожно. Сложные или абстрактные установки часто ограничивают широту мышления, необходимую для придумывания инновационных решений. А цели, навязанные сверху, например по планам продаж или квартальной прибыли, убивают внутреннюю мотивацию сотрудника и подавляют творчество. Экономисты называют недостаток индивидуальной свободы на рабочих местах одной из основных причин неудовлетворенности работой и низкой продуктивности. Сделать работников более самостоятельными — задача руководителя, считает американский бизнес-консультант Дэниел Пинк. Кроме того, цели, поставленные перед собой самими сотрудниками, воспринимаются более позитивно, особенно если они могут определять время для их выполнения, выбирать способы решения и команду.
Семь видов потерь предприятия и как их устранить
Если цели озвучены, задачи распределены, а потери предприятия все равно растут, руководитель должен научиться распознавать действия, не добавляющие ценности для заказчика, понимать, сколько и где компания теряет времени, ресурсов или денег. Ему поможет инструмент бережного производства — гемба. Руководитель идет на площадку, где создается продукт или оказывается услуга и смотрит на происходящее глазами клиента. Он фиксирует факты, разговаривает с командой, а затем анализирует данные и ставит себе и сотрудникам конкретные цели по устранению потерь. Николай Соломон, генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда, рассказывает об инструментах Lean-менеджмента и целеполагания и разбирает три российских кейса устранения потерь на предприятиях.
Не замалчивайте проблему
Хорошие бизнес-лидеры создают концепцию, внятно и грамотно ее излагают, страстно придерживаются и с упорством ее реализуют. Они открытые, не слишком оптимистичные и простые. Чтобы быть эффективной, такой же должна быть компания — открытой и простой. Джек Уэлч, бывший генеральный директор GE, сформулировал шесть признаков великой компании и великих лидеров. Именно он автор знаменитой стратегии GE — «номер один или два в мире» (либо быть первым или вторым на своем рынке, либо уходить).
Командная игра
У руководителя может не быть ответов на все вопросы, но он должен задавать направление работы, четко формулировать ценности проекта. По мнению бизнес-теоретика Эми Эдмондсон, чтобы избежать профессиональных упреков и раскола в команде, где каждый перетягивает одеяло на себя, руководитель должен объяснять, что концепция в процессе может меняться, он также должен приветствовать уточнения со стороны команд. В этом ему поможет тиминг — «командная работа без подготовки» и альтернатива стабильным командам. Тиминг подразумевает наличие гибких сотрудников, способных применить свои навыки здесь и сейчас.