Материал раздела Основной
В России правовое регулирование ИИ носит точечный и от части косвенный характер. Пока есть лишь ряд законодательных инициатив, которые призваны решить насущные проблемы. Например, частично вопрос технологий ИИ затрагивается в законопроекте, предполагающем введение правовой охраны голоса как объекта личных неимущественных прав (в том числе для случаев генерации голосовых моделей при помощи технологий ИИ), и в законопроекте, предлагающем ввести уголовную ответственность за дипфейки.
Отдельного нормативного акта, который бы комплексно и детально регулировал вопросы разработки и применения технологий ИИ, в России пока нет.
В то же время в ЕС вступил в силу Закон об искусственном интеллекте (Регламент (ЕС) 2024/1689), а Комитетом министров Совета Европы был утвержден текст Конвенции Совета Европы по искусственному интеллекту, правам человека, демократии и верховенству права. Конвенция создает правовую основу применения технологий ИИ и одновременно регулирует риски, которые он может представлять для прав человека, демократии и верховенства закона. Конвенцию уже подписали США, Великобритания, Израиль, Грузия и другие.
Кроме того, активно формируется судебная практика. Например, в США, где судебный прецедент является источником права, в суде рассматривается около тридцати исков о нарушении исключительных прав против ИИ-компаний.
В Китае подход к регулированию ИИ в некоторых аспектах схож с подходом ЕС и основывается на установлении подробных правил для поставщиков систем ИИ в совокупности с обязанностями государственных органов осуществлять надзор за их деятельностью.