Материал раздела Основной

Как победить главную болезнь стартапов. Метод Lean Canvas

Многие стартапы умирают не потому, что не могут создать продукт, а потому, что решают выдуманные проблемы клиентов. Выявить реальные проблемы поможет подход Lean Canvas. Алексей Воронин, эксперт ScrumTrek, — о том, как применить его на практике
Фото: Robert Schlesinger / Global Look Press
Фото: Robert Schlesinger / Global Look Press

Lean Canvas (от англ. «шаблон») — это облегченная версия классической Business Model Canvas, которую предложил Эш Маурья в 2010 году. Основное его отличие в том, что он разработан специально для стартапов.

Lean Canvas объединяет все гипотезы о продукте на одной странице, что позволяет четко увидеть, где находятся самые большие риски и стоит ли продолжать работу над проектом. Если команда принимает решение, что проект заслуживает дальнейшего развития, Lean Canvas помогает разработать план действий.

Lean Canvas в действии

Рассмотрим создание Lean Canvas для гипотетического стартапа — онлайн-сервиса для аренды коворкингов.

Прежде всего вам понадобится онлайн-пространство для совместной работы — например. «МТС Линк», «Эсборд» или Holst. Цель — заполнить все секции, записывая идеи на стикерах.

1. Проблема

Определите ключевые проблемы (не больше трех), которые испытывают ваши потенциальные клиенты.

Пример

  • Найти подходящий коворкинг — это целый квест. Уходит куча времени на сравнение вариантов.
  • Никогда не знаешь, что реально получишь: условия аренды часто непонятные.
  • Процесс бронирования слишком долгий и сложный.

Ошибкой будет слишком общая формулировка, например «пользователи не любят бронировать коворкинги» или «с коворкингами много проблем».

Цель шага — четко сформулировать, какие конкретно трудности испытывают ваши потенциальные клиенты.

Кого подключить к «мозговому штурму»

В создании Lean Canvas обычно участвуют:

  • владелец продукта или фаундер стартапа;
  • команда, работающая над продуктом;
  • эксперты — например маркетологи и продажники, которые помогают выявить основные риски.

2. Сегменты клиентов