Опубликовано 12.02.2024, 07:00
Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл» (КЛВЗК) 9 февраля провел день инвестора и презентовал параметры предстоящего IPO. Диапазон цен акций составит от 8 до 9,5 руб. за бумагу, книга заявок откроется в понедельник, 12 февраля, а закроется в четверг, 22 февраля. Окончательная цена будет объявлена ориентировочно 26 февраля.
Объем предложения составит до 125 млн акций из дополнительной эмиссии, пакет предложенных инвесторам акций не превысит 15% от всего капитала. Таким образом, «Кристалл» рассчитывает привлечь в рамках размещения 1 млрд руб. Рыночная капитализация компании составит от 7,4 млрд до 8,6 млрд руб.
В преддверии IPO менеджмент «Кристалла» привлекает инвесторов участием в стремительно растущей компании: в 2024–2026 годах предполагается увеличить выручку в пять раз, а EBITDA — более чем в 11 раз по сравнению с 2023 годом. Каким образом «Кристалл» планирует достичь этих показателей, удавалось ли инвесторам заработать на российских алкогольных компаниях, какие возможности и риски видят аналитики — в материале РБК Pro.
Что такое калужский «Кристалл»
Изначально название «Кристалл» носил завод, построенный в Калуге еще в 1901 году. До конца 1990-х контрольный пакет акций завода был у его руководства. Затем предприятие выкупил бывший глава «Росспиртпрома» Сергей Зивенко, начавший выпускать на нем популярную в те годы водку «Гжелка». Пакет 38% акций «Кристалла» оставался у Росспиртпрома. Тогда же подконтрольные Зивенко структуры построили еще один ликеро-водочный завод под Калугой — в Обнинске.
В 2010-е годы подконтрольные Зивенко компании «Кристалл» и «Русское белое золото» попали под банкротство, при этом права на завод в Обнинске он успел передать другим юрлицам. У них в 2018 году не работающее к тому моменту предприятие и выкупил 37-летний предприниматель Павел Победкин, выходец из крупного в 1990-е и 2000-е алкодистрибьютора «Вестор». Теперь завод в Обнинске и есть КЛВЗК.
Сейчас Победкин — единственный акционер калужского «Кристалла». До приобретения КЛВЗК бизнесмен занимался разработкой водочных брендов, организацией их производства на контактных площадках и дальнейшей дистрибуции, рассказал он РБК в ходе дня инвестора. В числе этих водок были «Соловушка» и «Финики», разливавшиеся на осетинских ликеро-водочных заводах, многие из которых уже не работают, «Башспирте», мытищинском «Роднике».
Завод в Обнинске предприниматель, по его словам, покупал на собственные средства — раскрывать сумму сделки Победкин отказался. Основная продукция завода — водка, также он выпускает ликеры, джин и другую алкогольную продукцию. Среди брендов — Bionica, «Алтан Жаса», «Белая акула», «Старая марка», «Казачий стандарт», «Чарская», «Старая Калуга», а также уже упомянутые Finiki, «Соловушка» и др.