Материал раздела Основной
Станислав Шекшня

«Атлеты» или эмпаты: какие стили лидерства нужны цифровому бизнесу

Цифровая трансформация изменила подход к управлению: теперь решения принимаются на основе данных, а не опыта и интуиции, экспериментировать дешево, а ошибка — не трагедия. Какими качествами должен обладать современный лидер и можно ли их развить?
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Кто такие «атлетические» лидеры

Лучшие лидеры 2000-х успешно работали в условиях турбулентности и неопределенности. Они парадоксальным образом сочетали ментальную твердость и фокус на цели с гибкостью и адаптивностью. Приверженцами такого стиля лидерства, который мы с коллегами назвали «атлетическим», можно назвать Германа Грефа, Александра Дюкова и Евгения Касперского.

«Атлетические» лидеры сыграли важную роль в наступлении эпохи цифровизации — они ускорили этот процесс. Но сегодня бизнес-среда меняется, и управленцам придется измениться вместе с ней.

Рекомендуем
Личная эффективность: как управлять своим временем
Узнайте, как больше успевать и получать удовольствие от работы, — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Новый контекст менеджмента

Традиционное лидерство ХХ века предполагало, что СЕО обладает информацией, которой нет у других. Сегодня это преимущество исчезло, более того — в организации наверняка есть люди, которые видят дальше и знают лучше.

Вертикальная модель взаимодействия сменилась горизонтальной. Раньше, если один человек работал в финансовом отделе, а другой — в маркетинге, то им, чтобы сотрудничать, нужно было согласовать свои планы с руководителями. Сегодня у коллег из разных департаментов есть все инструменты, чтобы взаимодействовать напрямую.

В бизнесе ХХ века принятие решений было настоящим искусством: лидеры просто не могли оценить всю картину. Сегодня компании располагают массивами данных, которые помогают быстро принимать решения, а также дешево и в огромных масштабах экспериментировать. Например, в компании Booking.com каждый сотрудник проводит сотни экспериментов в год. Это могут быть очень простые тесты: например, что будет, если поменять цвет кнопки бронирования с желтого на синий. Допустим, конверсия вырастет всего на 2% — но это принесет компании огромные деньги.