Материал раздела Основной
Николай Титов

Проклятие госзаказа: кто такие профессиональные жалобщики и чего хотят

О том, кто такие профессиональные жалобщики, какие цели они преследуют и как компании могут им противостоять, чтобы не допустить срыва госзаказа

Профессиональные жалобщики — кто они

В мире госзаказа участникам рынка и управлениям антимонопольной службы давно известны такие персонажи, как «профессиональные жалобщики», или, как их еще называют, «киллеры или убийцы госзаказа». Профессиональные жалобщики — это в основном организации, у которых нет задачи участвовать в торгах, их цель — приостановить торги, воспрепятствовать проведению закупки, сделать все, чтобы она не состоялась. Делают они это не для того, чтобы справедливость восторжествовала или нарушения были устранены, а для личной выгоды: жалобщики так чаще всего зарабатывают деньги.

Они всегда действуют по одним и тем же сценариям: ищут подходящую закупку, смотрят, к чему в ней можно придраться, пишут жалобу и подают ее в УФАС (территориальное управление антимонопольной службы). Такую жалобу легко определить — в основном эти жалобы исходят от одного и того же лица с одинаковым текстом по аналогичным закупкам и содержат в себе какой-нибудь запугивающий момент, например, что кроме нарушений Закона о контрактной системе между сторонами и заказчиком есть сговор (картель) или что закупка имеет коррупционную составляющую и т.п.

Рекомендуем
Опция Абонемент на интенсивы от РБК Pro
Каждый месяц вы сможете выбирать любой интенсив и проходить его в удобном для вас формате
Подключить опцию

Цели профессиональных жалобщиков

Жалобщика можно вычислить по реестру жалоб на сайте zakupki.gov.ru, указав наименование организации, подающей жалобу, и посмотрев, сколько и какие жалобы она подает. После принятия УФАС жалобы закупка в силу закона в любом случае приостанавливается. Поэтому жалобщик всегда добивается промежуточной цели: он тормозит торги. Далее, в зависимости от того, насколько жалоба напугала участников закупки, жалобщик выходит на участников торгов и предлагает им за деньги отозвать жалобу. Либо бьется за свою жалобу в интересах нанявшей его компании, целью которой является отменить закупку или изменить ее в своих интересах.